Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
Возникновение и основные этапы развития романтического направления в искусстве XIXв. Романтизм как сложная и противоречивая реакция на французскую буржуазную революцию и просветительство.
Основные принципы романтической эстетики. Связь музыкального романтизма с романтизмом в поэзии, литературе, театре, живописи. Этапы развития романтизма: ранний, зрелый, поздний.
Многообразное самобытное проявление романтизма в различных национальных музыкальных школах. Романтизм и проблема народности; возросший интерес к истории, быту различных стран и народов, их искусству, фольклору. Обращение к исторической тематике. Природа и человек в искусстве романтиков. Выдвижение темы личности и в связи с этим - лирических жанров. Конфликт личности со средой, обществом. Расширение диапазона лирики, проблема драматизма, трагической тематики. Роль романтических антитез как остроконфликтного выражения содержания.
Соотношение жанров в романтическом музыкальном искусстве. Роль миниатюры, крупной одночастной формы, новая трактовка циклов. Обогащение выразительных средств (мелодики, ритмики, гармонии, инструментовки). Обновление и развитие классических закономерностей формы, разработка новых композиционных принципов.
Эдвард Григ (1843-1907) - основоположник норвежской музыкальной классики. Тема родины, ее ведущее значение в его творчестве. Лирическая направленность музыки Грига. Воплощение народной жизни, сказаний и легенд, картин родной природы, поэтических мотивов норвежской литературы. Своеобразие мелодики и гармонии. Произведения для фортепиано (соната, концерт, лирические миниатюры). Музыка Грига к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”. Яркость образов, картин природы, жанрово-бытовых сцен. Лирический образ Сольвейг. Песни и романсы Грига.
Франц Шуберт
Творческий путь Франца Шуберта (1797-1828). Связь музыки Шуберта с народным (австрийским, славянским, венгерским) и классическим искусством (с творчеством Моцарта, Бетховена, Гете, Шиллера). Господство в его творчестве романтических тем - скитаний, одиночества, столкновения мечты и действительности, природы, судьбы простого человека и др. Присущая музыке Шуберта непосредственность выражения, искренность.
Ведущее значение жанра песни в творчестве Шуберта. Широкий круг поэтических текстов: Гете, Гейне, Мюллер и др. Роль мелодики в раскрытии поэтических образов, ее национальные истоки и индивидуальное своеобразие. Композиционно-жанровое разнообразие вокальной музыки: песни, баллады, монологи и др. Значение вокальных циклов “Прекрасная мельничиха” и “Зимний путь”, всесторонне раскрывающих образ шубертовского героя. Психологическая углубленность и драматизация стиля.
Новаторская трактовка инструментальных жанров. Симфония - важнейший (после песен) жанр творчества Шуберта. Связь с традициями венских классиков (особенно с Моцартом). Лирико-драматическая концепция “Неоконченной симфонии”.
Значение творчества Шуберта - первого великого представителя романтического направления в музыкальном искусстве.
Роберт Шуман
Творчество Роберта Шумана (1810-1856) как новый этап в развитии немецкого музыкального романтизма. Мятежно-романтическая направленность творчества Шумана, яркое индивидуальное своеобразие его личности.
Творческий путь Шумана, основные его этапы. Роль немецкой литературы и поэзии в формировании эстетических воззрений и творческих принципов композитора (Жан Поль, Гофман, Гейне). Музыкально-критическая деятельность Шумана. Основание “Новой музыкальной газеты”. Борьба с духовной косностью, консерватизмом в искусстве. Пропаганда музыки великих мастеров прошлого и современности. Идейно-эстетическая направленность и своеобразие литературного стиля критических статей Шумана.
Богатство и многогранность содержания творчества Шумана. Психологически тонкая передача сложных конфликтных душевных состояний.
Фортепианные произведения - важнейшая часть творчества Шумана. Общая характеристика фортепианного стиля. Лирические жанровые образы, портретные характеристики, трактовка фантастических образов в психологическом плане. Особенности композиции его фортепианных циклов (“Бабочки”, “Карнавал”, “Крейслериана”).
Песни Шумана, их роль в развитии камерной лирики. Глубокое психологическое раскрытие образов. Особенность вокальной мелодики, соотношение вокальной и фортепианной партий. Песенные циклы “Любовь поэта”, “Любовь и жизнь женщины”, “Круг песен”.
Симфонии и музыкально-драматические жанры в творчестве Шумана.
Шуман в России. Высокая оценка его творчества Чайковским, Бородиным, Рубинштейном. Творческие связи композиторов русской школы с Шуманом.
Польская музыкальная культура. Фридерик Шопен
Польская музыкальная культура начала XIX в. Отражение различных этапов польского освободительного движения в национальном искусстве и литературе. Польский романтизм в литературе. А. Мицкевич. Круг образов польской народной музыки - отражение разных сторон крестьянской народной жизни. Тесная связь песенного начала с танцевальным. Народные танцы (полонез, мазурка, куявяк, оберек и др.).
Фридерик Шопен (1810-1849). Значение искусства Шопена для польской и мировой музыки. Творческий путь. Тема Родины - основная в его творчестве. Отражение исторической судьбы Польши. Шопен и французские художественные деятели: Ж. Санд, Э. Делакруа. Шопен и Мицкевич.
Характерные черты стиля Шопена. Характер использования фольклора. Героико-патриотическая концепция полонезов; драматизм содержания, масштабность формы. Миниатюры (прелюдии, ноктюрны) - высокая поэтичность их содержания, драматизм развития при лаконизме формы. Преломление бытовых жанров, их поэтизация (вальсы). Особенности поэмных форм (баллад, скерцо, фантазий). Непреходящее значение наследия Шопена в мировой музыкальной культуре.
Венгерская музыкальная культура. Ференц Лист
Отражение освободительной борьбы венгерского народа против власти Габсбургов в национальной культуре и искусстве Венгрии.
Мировое значение композиторской, исполнительской, общественно-музыкальной, педагогической, критической деятельности Ф. Листа (1811-1886). Творческий путь. Глубокое философское содержание творчества Листа, широкий круг тем и образов, обращение к героической тематике. Значение темы Родины и венгерских национальных мотивов в рапсодиях, поэме “Венгрия” и других произведениях.
Лист - создатель жанра программной симфонической поэмы. Обобщенно-философский характер его программности. Романтическая трактовка тем и образов мировой литературы и искусства (“Прелюды”, “Мазепа”, “Орфей”, “Прометей”, “Тассо”). Особенности симфонического метода Листа. Симфония “Фауст” как концентрация идейно-философской концепции Листа.
Фортепианное творчество Листа. Трактовка композитором фортепиано как универсального инструмента. Обогащение выразительных, тембральных и технических приемов. Транскрипции и парафразы (“Дон Жуан”, “Риголетто”), концертные этюды, циклы фортепианнных пьес (“Годы странствий”). Симфонизация жанра фортепианного концерта. Соната си-минор как симфоническая поэма для фортепиано.
Песни Листа: круг образов и выразительных средств. Соотношение вокальной и фортепианной партий.
Творческая связь Листа с русскими композиторами. Лист как пропагандист русской музыки.
Глубокие, разнообразные влияния новаторских достижений Листа на творчество композиторов XIX-ХХвв.
Французская музыкальная культура. Творчество Гектора Берлиоза
Историческое значение революций 1830 и 1848 гг. Расцвет романтического театра, литературы, живописи. Предисловие В. Гюго к “Кромвелю” - манифест романтических идей. Развитие революционно-демократической поэзии, формирование рабочей песни.
Музыкальная жизнь Парижа во второй четверти XIX в. Оперные театры, их репертуар, исполнители. Концертная практика (художественные салоны, концертные залы). Распространение песенных обществ (“гогетты”, “орфеоны”) и ансамблей духовой музыки в демократической и рабочей среде Парижа. Роль П. Беранже в развитии песни. Революции и революционное песенное творчество.
Оперы Г. Спонтини (1774-1851) как проявление стиля ампир в музыке (“Весталка”). Романтические тенденции в комических операх А. Буальдье (1775-1834), Ф. Обера (1782-1871) - “Белая дама”, “Фра-Дьяволо”.
Джакомо Мейербер (1791-1864), его роль в создании совместно с Э. Скрибом жанра французской “большой оперы”. Основные принципы “большой оперы”: историзм сюжета, напряженность конфликта, контрастность драматургии, локальный колорит, связь с приемами романтической драмы. “Гугеноты” - лучшая опера Мейербера. Ее социальная направленность, драматизм ситуаций, меткость характеристик, разнообразие оперных форм, масштабность ансамблей и массовых сцен.
Гектор Берлиоз (1803-1869) - выдающийся представитель французского музыкального романтизма. Творческий путь. Круг тем и образов в творчестве Берлиоза. Значение образа художника-артиста и темы “утраченных иллюзий”, воплощение тем и сюжетов Шекспира, Гете, Байрона. Революционно-героическая тема. Программные симфонические произведения Берлиоза - сюжетность, театральность, картинность. Особенности композиции, трактовка симфонического цикла, темброво-колористическое обогащение оркестра. Исторические достижения Берлиоза (от “Фантастической симфонии” и “Гарольда в Италии” к “Ромео и Джульетте” и “Осуждению Фауста”). Претворение в симфонической музыке оперных и ораториальных принципов драматургии. Связь с французским романтическим театром. Воплощение революционных идей и образов в “Траурно-триумфальной симфонии”, “Реквиеме”. Монументальность музыкально-драматической композиции, новаторские черты стиля.
Итальянская музыкальная культура. Джоаккино Россини
Особенности развития романтического искусства в Италии. Связь его с освободительным движением, развившимся в условиях иноземного гнета, политической раздробленности страны. Итальянская романтическая литература (У. Фосколо, Д. Леопарди, В. Алифьери, А Мандзони). Рост оперной культуры. Подъем исполнительского мастерства: вокального (Дж. Паста, Дж. Рубини) и инструментального (Н. Паганини). Значение классических традиций в итальянском оперном театре первой половины XIX в. Роль оперных театров в жизни итальянского общества. Условия сезонной работы, краткие сроки постановок, текучесть репертуара, цензурные ограничения. Застой в развитии оперы-сериа и оперы-буффа в начале XIX в.
Джоаккино Россини (1792-1868). Проблема стиля: классичность мышления, вызревание романтических элементов. Творческий путь. Основные жанры оперного творчества: комические оперы и оперы на героические сюжеты. Демократический характер его творчества. Связь мелодики Россини с национальными вокальными жанрами (лирические, героические, застольные песни, баркароллы, тарантеллы и др.) и с традициями bel canto. “Севильский цирюльник” Россини - вершина развития оперы-буффа. Литературный источник, его трактовка в либретто. Музыкальные образы, драматургия. Другие оперы этого жанра: “Итальянка в Алжире”, “Золушка”. Обращение Россини к бытовой драме (“Сорока-воровка”). “Семирамида” - кульминация стиля итальянского оперного bel canto. “Вильгельм Телль” - народно-героическая опера. Патриотическая освободительная идея произведения, утверждение единства героя и народа, черты эпичности в музыкальной драматургии. Обогащение вокального и оркестрового стиля.
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы