logo
История искусств

Часть 2. Отечественное театральное искусство

Творчество Орсона Уэллса (р. 1915). Постановка “Макбета” Шекспира (1936) в нью-йоркском Гарлеме с негритянскими актерами. “Гражданин Кейн” (1938) - один из лучших фильмов всех времен и народов. Постановка “Отелло” Шекспира (1952) на экране. О. Уэллс в роли Отелло. Экранизация романа Кафки “Процесс” (1962).

Деятельность Элиа Казана (Казанжоглу) в 1909-1989 гг. Сотрудничество с Харолдом Клерменом и Ли Страсбергом в “Груп-театре” в Нью-Йорке (1931). Стремление выявить поэзию в будничной жизни “маленького человека”. Актерская работа (“В ожидании Лефти” К. Одетса, 1935). Изучение системы К. С. Станиславского (“Методы”). В 1938 г. - руководство “Груп-театром”. Деятельность в созданной в 1947 г. знаменитой “Акторс Студио”. Художественный манифест - верность Методу, неприемлемость героико-романтико-риторического театра. Репертуар театра (Т. Уальдер, А. Миллер, Т. Уильямс). С 1945 г. - начало кинокарьеры Э. Казана.

Сочетание литературной деятельности с кинопостановочной (романы “Убийцы”, 1972; “Дублер”, 1975-1976; “Последний магнат” - экранизация романа Ф. С. Фицджеральда).

Творчество Марлона Брандо (р. 1924). Начало театральной деятельности (1944) в нью-йоркской Студии актера, успешное воплощение образа Стенли в спектакле “Трамвай "Желание"” в постановке Э. Казана и затем в одноименной экранизации того же режиссера. Дуэт с Вивьен Ли. Излюбленный типаж Брандо - неукротимый одиночка, подобный хемингуэевскому герою, который побеждает, не получая ничего. Тонкий психологизм в работе над ролью. Импровизационность сценического и киносуществования. Крупнейшие актерские достижения в фильме Ф. Копполы “Крестный отец I" и “Последнее танго в Париже” Б. Бертолуччи (1972). Достижения в творчестве плеяды актеров, прошедших Студию, - Рода Стайгера (р. 1937), Роберта де Ниро (р. 1943), Аль Пачино и др.

Роль М. Формана в преодолении кризисных тенденций Голливуда (70-е гг.). “Полет над гнездом кукушки” (1978) - “Оскаровый покер”, “Регтайм” (1981), “Амадеус” (1983) с выдающейся актерской работой Томаса Хальса в роли Моцарта. Владение Методом. Гуманистические ценности ориентации “Новые короли Голливуда” (Э. Казан, Ф. Коппола, М. Скорсезе, С. Спилберг, Д. Лукас). Социально-исторический и психологический анализ системы жизни отцов и детей мафии (“Крестный отец I, II”). Достижения в области актерского искусства (Марлон Брандо, Аль Пачино, Роберт де Ниро). Постановка проблем войны как тотального разрушения человечества (“Апокалипсис наших дней”). Обращение к жизни частного человека. Обращение к глобальным проблемам экологии. Огромный художественный и коммерческий успех “королей” Голливуда. Голливуд сегодня.

Возникновение жанра мюзикла в США во второй половине XIX в. Синтез искусств в жанре мюзикла. Актерское искусство в сочетании с пластикой движения, танцем, вокалом и словом.