logo
История искусств

Тема 8. Театр XIX века

Театр XIX века делится на ряд исторических и художественных эпох.

Конец XVIII столетия отмечен крупнейшим историческим событием - Великой французской революцией 1789-1794 гг. Событие это оказало огромное влияние на все стороны жизни, в том числе и на театр. В самой Франции театр пережил тогда грандиозные перемены. Была отменена театральная монополия. Появилось большое число новых театров. Многие из них стали осуществлять постановки пьес новых драматургических жанров - мелодрамы, водевиля и др. Наряду с пьесами Корнеля, Расина, Мольера на сцене Комеди Франсез продолжали идти трагедии “просветительского классицизма”. В некоторых трагедиях, в такой, например, как “Карл IX” Шенье, содержался высокий антимонархический пафос. Но после 1804 года трагедии “просветительского классицизма” стали утверждать культ императора Наполеона.

В сценическом искусстве также продолжают жить традиции “просветительского классицизма”. Они особенно очевидны в творчестве выдающегося актера эпохи Тальма.

Но уже в первой трети XIX столетия во всех странах утверждается новый художественный метод - романтизм, решительно заявивший о себе и в сфере философско-общественных идей, и в теории художественного творчества, и в драматургии, и в сценическом искусстве. В каждой стране романтизм развернулся по-разному, в зависимости от исторической обстановки, от национальных традиций этой страны.

Вслед за ним, а иногда и внутри романтизма, формируются принципы реалистического художественного метода, который, в свою очередь, способствует появлению новых драматургических жанров, нового сценического искусства, вдохновленного возможностью средствами театра осмыслить всю глубину и сложность реальных жизненных впечатлений.

В последней трети XIX века на волне реалистических открытий, в пору становления и первоначального развития таких художественных направлений, как натурализм и символизм, складывается искусство режиссуры, ставшей важнейшим фактором развития мировой сцены ХХ столетия.