logo
История искусств

Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель

Возникновение и развитие импрессионизма во французской музыке под воздействием импрессионистической живописи, символистской поэзии. Использование традиций французской музыки XVIII века (Ф. Куперен, Ш.-Ф. Рамо), достижений Ф. Шопена, Ф. Листа, русских композиторов “Могучей кучки”. Новаторский характер французского импрессионизма в области тематики, средств звуковой выразительности.

Клод Дебюсси (1862-1918). Благородство, поэтичность избранных тем и образов, рожденных национальным своеобразием жизни и искусства, тонкое постижение фольклора, опора на классические традиции национальной культуры. Чуткий отклик на искусство неевропейских народов. Тесная связь искусства Дебюсси с поэтическим творчеством современников - П. Верлена, С. Малларме, М. Метерлинка. Завоевания в области лада, ритма, интонации, гармонической и тембровой выразительности. Огромное влияние творческих достижений Дебюсси. на развитие музыкального искусства ХХ века.

Фортепианные произведения Дебюсси. Особенности фортепианной фактуры и новые принципы виртуозности, способствующие тонкой звуковой выразительности (прелюдии, “Эстампы”, “Остров радости”).

Симфонические произведения Дебюсси - достижения в области оркестрового письма (“Послеполуденный отдых фавна”, “Ноктюрны”). Программность в творчестве Дебюсси, ее картинно-образный, утонченно-лирический характер.

Опера “Пелеас и Мелизанда” по символической драме М. Метерлинка. Тонкое и многообразное раскрытие внутренней психологически напряженной жизни героев и “подтекста” в развитии драмы. Неповторимая оригинальность вокальных партий (глубокое сочетание декламационности, почти драматической речи с мелодическим распевом).

Морис Равель (1875-1937). Основные этапы творческого пути. Переплетение в творчестве Равеля разных эстетико-стилевых тенденций: классицистской, романтико-импрессионистской, неоклассицистской. Произведения импрессионистского периода (“Игра воды”, “Отражения” для фортепиано, балет “Дафнис и Хлоя”), воспевающие красоту природы и человеческих отношений. Внимание композитора к красочной стороне музыки, к изысканным гармоническим и оркестровым средствам. Классицистские тенденции в фортепианной сюите “Гробница Куперена”. Новые стилистические черты в опере “Дитя и волшебство”, влияние мюзик-холла; приемов кинематографического монтажа. Интерес Равеля к фольклору разных народов. Связь многих произведений Равеля с испанской культурой (опера “Испанский час”, “Испанская рапсодия”, “Болеро”). Оркестровка Равелем “Картинок с выставки” М. Мусоргского.

Влияние французского импрессионизма на музыкальную культуру разных стран.