logo
История искусств

Тема 3. Искусство Индии

Архитектура и скульптура Индии VII-XII вв. Падение державы Гуптов.

Ансамбль буддийского монастырского комплекса. Синтез архитектуры и скульптуры в буддийских памятниках раннего Средневековья. Карли, Аджанта. Индуистские храмы VII–VIII вв. Эллора. Элефанта. Северные и южные храмы X–XI вв. Каджурахо. Танджор.

Матхура. Изображения индуистских божеств Шива Натараджа — XI в. Пластика северных храмов X–XIII вв. Каджурахо. Бхуванешвар.

«Классический» период монументальной живописи Индии. Уникальный комплекс стенописи в Аджанте. Тематика, сюжеты и композиция росписей. Главные персонажи. Мифы и легенды в росписях Аджанты. Техника настенных и потолочных росписей. Живописные эффекты. Манера письма. Народность искусства Аджанты, главные ее достоинства.

Новая архитектура в индо-мусульманских государствах (XII-XVI вв.). Мусульманское завоевание Индии.

Проявление в архитектуре новой идеологии ислама. Новые архитектурные формы и строительные приемы. Сочетание их с местными художественными традициями. Кутб-Минар в Дели. Тадж-Махал в Агре. Пятничная мечеть в Дели. Гражданская архитектура. Форты Дели и Агры XVII–XVIII вв. Поздние храмовые комплексы Южной Индии. Их планировка и оформление.

Индийская миниатюра. Появление жанра миниатюры как декоративной росписи страницы книг и постепенное превращение ее в «станковую» картину. Гуджаратская и могольская миниатюра. Особенности Гуджаратской миниатюры (иллюстрации джайнской Кальпа-сутры). Стремление к реалистичности в могольской миниатюре.

Развитие портретной живописи при моголах. Придворная тематика. Связь могольской школы миниатюры со всей могольской культурой. «Бегство эмира Хасан-Якуба с места охоты в Самарканд», «Отступление Бабура из Ахси», «Шах Джахан и ученый».

Истоки раджпутской миниатюры. Главные ее центры. Расцвет индийской миниатюрной живописи в XVI–XVII вв. Основные сюжеты, герои раджпутской миниатюры. Гармоничное сочетание живописи, поэзии и музыки, религиозно-символическая отвлеченность, символический характер ее сюжетов. «Гирлянды мелодий». Школы Пахари, Кангра. Развитие пейзажа. Преобладание декоративности. Художественные приемы школ.

Пути развития индийского искусства XIX-начала XX вв. Борьба за национальную независимость. Обращение художников Индии к национальной тематике. Создание художественных школ в Калькутте, Бомбее, Мадрасе. Cветская станковая живопись. Раджа Рави Варма. Семья Тагоров. «Бенгальский ренессанс». Использование художественного наследия древности и средневековья в соединении с европейскими приемами письма.

«Неопримитивизм». Джамини Рой. Гуманистическая направленность творчества реалистов Джамини Рой, Кармаркара, Деви Прасада, Гой Чоудхури, Амрита Шер Гир. Сочетание национальных традиций с лучшими достижениями мирового реалистического искусства. Цикл «Бездомные» Да Кругза, «Голод в Бенгалии» Атула Боса. «Бомбейский холод» Кармакара. Модернистские течения. Кумар Халдар, Акбар Падамси, Раза. Новые задачи индийского искусства.

Декоративно-прикладное искусство Индии. Ручное производство в Индии. Текстильное искусство. Шелковое ткачество (богатство мотивов, оригинальность орнаментов, насыщенность цветовой гаммы). Искуство окраски тканей. Вышивка. Плетение кружев. Ковроткачество. Кашмирские ковры габба. Производство шалей.

Художественная резьба. Скульптура из дерева. Производство мебели. Лаки. Художественное производство металлических изделий. Техника насечки золотом и серебром, резьба, гравировка, чеканка, инкрустация, вставка камней, позолота, полировка, литье.

Латунная утварь. Производство ювелирных изделий. Резьба по слоновой кости. Производство игрушек в разных частях страны. Одежда. Ее производство.