logo
История искусств

Тема 2. Первобытное искусство.

Понятия «первобытное искусство» и «традиционное искусство». Основные этапы истории человечества. Источники изучения первобытного искусства (археология, этнография). Зарождение материальной культуры. Духовная жизнь палеолитического общества. Особенности первобытного искусства: синкретизм первобытной культуры, аморфность художественного творчества, мифологичность сознания, стереотипность, коллективность, обрядность, символичность художественной деятельности. Функции первобытного искусства: магическая, социальной памяти, познавательная, эстетическая. Виды первобытного искусства: монументальное и мобильное искусство. Сюжеты первобытного искусства. География памятников первобытного искусства. Исторические этапы развития первобытного художественного творчества.

Происхождение изобразительного искусства как проблема искусствознания. История изучения первобытного искусства и основные гипотезы происхождения изобразительного искусства: гипотеза «макарон», гипотеза «руки», гипотеза «подсказок природы». Гипотеза А.Д. Столяра. Основные этапы развития изобразительной деятельности: «натуральный период», «искусственная изобразительная форма». «верхнепалеолитическое творчество». «Натуральная пантомима» как исток художественной деятельности. Эволюция первобытных изобразительных форм: звериная туша, композиция из звериных костей (простейшее подобие зверя), «натуральный макет» (соединение натуральных и условных средств изображения), полнообъемная глиняная скульптура, барельефное уплощение, раннеориньякский контурный рисунок, детализированное полихромное изображение. Этапы перехода от контурного рисунка к полихромному изображению.

Памятники первобытного искусства.

Изобразительное искусство эпохи верхнего палеолита (40-12 тыс. лет до н.э.): ориньяк (35-20 тыс. до н.э.), солютре (20-15 тыс. до н.э.), мадлен (15-12 тыс. до н.э). Эволюция изобразительных форм. Гравировка на камне и кости. Расцвет «натурального стиля» в искусстве первобытных охотников. Материалы палеолитического искусства. Техника исполнения произведений наскального искусства. Линия и цвет в искусстве верхнего палеолита. Изобразительная деятельность и становления сознания. Зверь и человек в искусстве палеолита: сюжеты и образы. «Палеолитические Венеры»: стилистические особенности и значение женского образа в эпоху палеолита (связь женского образа с очагом, связь женского образа с плодородием, символ материнства и деторождения, связь с охотничьей магией, роль наготы и волос). Образ человека в наскальном искусстве. Стилизованные человеческие изображения. Монументальная наскальная живопись. Памятники палеолитического искусства: пещеры Ляско, Нио, Пешь-Мерль (Франция), пещера Альтамира (Испания), Капова пещера (Россия), Мальта (Россия). Значение и роль изобразительного творчества в жизни первобытных охотников.

Мезолит (12-8 тыс. лет до н.э.). Совершенствование орудий труда. Освоение новых территорий. Угасание палеолитического изобразительного искусства. Стилизация изобразительных форм: орнаментально-декоративный характер, условные знаки и символы, ритмический порядок изображения. Многофигурные композиции в наскальной живописи. Изображение человека в искусстве мезолита. Памятники мезолитического искусства.

Неолит (8-4 тыс. лет до н.э.). «Неолитическая революция». Переход к земледелию и скотоводству. Зарождение анимистического восприятия природы. Новые сюжеты живописи и мелкой пластики периода неолита. Расписная керамика. Композиция расписной керамики. Схематизация изображений. Стремление к передаче движения. Геометрический орнамент. Семантика абстрактных изобразительных форм. Петроглифы. Памятники неолитического искусства. Петроглифы Онежского озера (Россия). Трипольская керамика.

Бронзовый век (3-2 тыс. до н.э.). Орудия из бронзы. Отделение скотоводства от земледелия. Рост имущественного неравенства между родовыми общинами. Патриархат. Культ вождя. Художественная обработка металла, развитие декоративно-прикладного искусства. Мегалитическая архитектура: менгиры, дольмены, кромлехи. Скульптурные навершия. Образы зверя и человека в искусстве. Строго геометризованный характер изображения. Памятники культуры эпохи бронзы: фатьяновская культура, Майкопский курган, кобанская культура.

Железный век (1 тыс. до н.э.) – последний этап в истории первобытного общества. Изменения в хозяйственной жизни. Изделия из железа, бронзы и золота. Стилизация изобразительных форм. Памятники культуры эпохи железа: скифская культура, Пазырыкские курганы.

Роль первобытного искусства в развитии художественной культуры.