logo
История искусств

Натурализм и символизм во французском театре

Эмиль Золя (1840-1902) - крупнейший теоретик и практик французского театра второй половины XIX в.

Подступы к обоснованию эстетического направления - натурализма (в литературе, театре). О соотношении двух элементов (статьи о “Салоне”) в литературном произведении - реального (природа) и индивидуального (человек). Первый - величина постоянная, второй - изменчивая (сколько голов, столько и произведений).

Понимание интриги в художественном произведении как интриги жизни с ее действительно житейской связью событий и личностей, управляемых силой наследственности и среды.

Теория экспериментального романа. Значение опыта и наблюдений. Роль фактов, т.е. родословной героя, данных о его воспитании, среде бытования; определение детерминизма этих фактов, их “как” и “почему”. Своеобразная полемика с Мопассаном, для которого правда в искусстве подразумевает иллюзию правды.

Драматургия Золя. “Тереза Ракен” (1875). Тенденции натурализма и пессимизма. Реализм “Наследников Рабурдена” (1874). Разоблачение собственнических инстинктов и бездуховности в раскрытии образа человека и его отношений с обществом. Элементы народного фарса. Значение инсценировок по прозе Э. Золя (“Милый друг”, “Нана” и др.) для французского и мирового театра.

Морис Метерлинк (1862-1949) - бельгийский драматург-символист. Его популярность во французском театре и роль в развитии мирового театра на рубеже XIX-ХХ веков.

Влияние философских учений XIX века на формирование эстетики символического театра. Атака на позитивизм, признание особой власти “непознаваемого”, стоящего за пределами научного знания. Влияние идей Шопенгауэра (критик Реми де Гурмон: “Мир - это мое представление”).

Учение французского философа А. Бергсона, защищающего “интуитивизм как непосредственность вещей”, сосредотачивающего внимание на “бессознательном”. Утверждение субъективной теории “непосредственных данных сознания”.

Ранние произведения Метерлинка (“Принцесса Мален”, 1889; “Слепые”, 1890; “Там внутри”, 1894; “Смерть Тентажиля”, 1894), утверждающие зависимость человека от тайных потусторонних сил, от рока, неизбежно настигающего людей. Утверждение, что цель искусства есть проникновение в тайны бытия, в среду потустороннего. Обращение к легендарно-сказочной проблематике периода средневековья (“Пелеас и Мелизанда”, “Жуазель” и др.). Обращение к средневековым формам театра (миракль - “пьеса о чудесах святых”). Связь с мистическим иррационализмом, отказ от реалистических моментов. Театрально-эстетические взгляды Метерлинка, его теория драмы. Роль лирики в структуре драмы, “подводного течения” (“Сокровища смиренных”, 1897; “Погребенный храм” 1902; “Двойной сад”, 1904).

Театральная деятельность Метерлинка с конца 90-х гг. XIX в. до начала первой мировой войны.

Преодоление в поздних пьесах пессимистических мотивов, страха смерти (“Монна Ванна”, “Чудо святого Антония”, 1902-1903).

Поиски положительного разрешения конфликтов и утверждение возможности счастья внутри нас - “Синяя птица” (1908). Нобелевская премия (1911).

Знаменитая постановка “Синей птицы” во МХАТе, через которую прошли несколько поколений актеров его труппы. Постановка “Чуда святого Антония” в студии Е. Вахтангова (1921).

Пьесы 20-30-х годов. “Бургомистр и Сильмонда” (1921, “Театр Менси”), “Соль жизни”. Тема защиты общества.

"Беда проходит”, “Мария Виктория” (1926), “Иуда Искариот”, “Берннкель” (1929), “Принцесса Изабелла” (1935). Создание во время второй мировой войны восьми пьес, из которых издана лишь “Жанна д’Арк” (1948). Деятельность в Париже Художественного театра, открывшегося в 1890 году под руководством поэта-символиста Поля Фора.

Противопоставление мещанскому театру “Театра поэтов”: “Поэт создает общечеловеческие образы, в которых воплощается исключительная и властная страсть. Он создает их силой слова, и они шествуют по свету как вечные странники” (П. Кийер). Роль слова в рождении театральной декорации. Пропаганда символической поэзии (Малларме, Бодлер, Артюр Рэмбо (“Пьяный корабль”); Эдгар По (“Ворон”, в переводе Малларме).

Андре Антуан - будущий крупнейший режиссер и реформатор французского театра. Свободный театр Андре Антуана. Сценическая реформа. Свобода от связи с одним художественным направлением. Принцип “либерального эклектизма”. Произведения таких авторов, как Золя, Мопассан, Гонкуры, в репертуаре. Связь с литературной группой меданцев - писателей-натуралистов. “Власть тьмы” Л. Толстого и “Привидение” Г. Ибсена. Тургенев и Гауптман в репертуаре театра. Гастроли в России. Влияние на мировой театр. Движение “свободных театров” (Берлин, Прага, Москва). Театральная деятельность Антуана в ХХ веке.