logo
История искусств

Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны

Создание Театрального отдела (ТЕО) Наркомпроса и основные задачи его деятельности. Декрет СНК об объединении театрального дела (1919).

А. В. Луначарский — народный комиссар просвещения, его роль в сохранении театрального наследия, перестройке театрального дела, создании новых театров и студий, поддержке театральных экспериментов.

Мистерия-Буфф” В. В. Маяковского — первая советская пьеса (1918). Образ революции в пьесе. Связь пьесы с традициями площадного народного театра. Первая постановка пьесы В. Э. Мейерхольдом. Зарождение революционного массового агиттеатра. В. В. Маяковский в роли Человека просто.

Театрализованные массовые действа: “Свержение самодержавия”, “Взятие Зимнего дворца” (1920) и др.

Пролеткульт и самодеятельный театр. Театральная теория Пролеткульта. С. М. Эйзенштейн (1898—1948) и театр Пролеткульта. Агитационный характер, схематичность выступлений коллективов. “Живая газета”, “Синяя блуза” (в городе), “Красная рубаха” в деревне. Основные жанры: обозрения, концерты, литературные монтажи, сатирические злободневные частушки. Политическая, производственная, бытовая тематика.

Зарождение ТРАМов — профессиональных и самодеятельных.

Преломление идей Пролеткульта в деятельности ТРАМов. Открытие первого ТРАМа в Ленинграде в 1925 году. Создание аналогичных коллективов в Москве (1926), других городах. Перестройка ТРАМов в начале 1930-х годов. Превращение некоторых из них в профессиональные театры (театры имени Ленинского комсомола в Москве и Ленинграде).

Отражение событий революции и Гражданской войны в драматургии и театре. Поиски новаторского художественного языка, соответствующего революционному содержанию. “Шторм” В. Н. Билль-Белоцерковского в Театре имени МГСПС (1926, режиссер Е. О. Любимов-Ланской). Монтажная структура пьесы и спектакля. Образ народа. “Любовь Яровая” К. А. Тренева в Малом театре (1926, режиссеры И. С. Платон, Л. М. Прозоровский). В роли Яровой — В. Н. Пашенная, Шванди — С. Л. Кузнецов. “Дни Турбиных” М. А. Булгакова во МХАТе (1926, художественный руководитель постановки К. С. Станиславский, режиссер И. Я. Судаков). Постановка в спектакле проблемы отношения интеллигенции к революции. Новое поколение актеров МХАТа в главных ролях: Н. П. Хмелев — Алексей Турбин, М. М. Яншин — Лариосик, В. С. Соколова — Елена Тальберг. “Разлом” Б. А. Лавренева; постановка в Театре имени Евг. Вахтангова (1927, режиссер А. Д. Попов). Б. В. Щукин в роли Берсенева, В. В. Куза в роли Годуна. “Бронепоезд 14-69” В. В. Иванова во МХАТе (1927, художественный руководитель постановки К. С. Станиславский, режиссер И. Я. Судаков). Новаторское решение образа большевика Пеклеванова Н. П. Хмелевым. “Командарм 2” И. Л. Сельвинского в Театре имени Мейерхольда (1929, постановка Мейерхольда). Героико-легендарное изображение Гражданской войны. Пьесы Н. Ф. Погодина “Поэма о топоре”, “Мой друг”. Развитие режиссерских принципов А. Д. Попова в работе над постановкой этих пьес (Театр Революции, 1931 и 1934).

Оптимистическая трагедия” В. В. Вишневского в Камерном театре (1933, постановка А. Я. Таирова). Создание героического образа Комиссара А. Г. Коонен.

М. Горький, А. В. Луначарский, А. А. Блок, Н. Ф. Монахов, М. Ф. Андреева о революционном романтическом театре. Создание в Петрограде Большого драматического театра. Объединение в коллективе театра актеров, режиссеров, художников разных творческих ориентаций: Ю. М. Юрьев, А. Н. Бенуа, Н. Ф. Монахов, А. Н. Лаврентьев, М. В. Добужинский, В. А. Щуко, В. В. Максимов. Открытие театра трагедией Шиллера “Дон Карлос” (1919). Тираноборческий пафос спектакля. Король Филипп — Н. Ф. Монахов. Роль БДТ в утверждении мирового классического репертуара на советской сцене в первые годы революции.

Е. Б. Вахтангов (1883—1922), актер и режиссер Первой студии Художественного театра, ученик и последователь К. С. Станиславского. Вахтангов и студийная система Художественного театра. Вахтангов в годы Октября. Революционная театральность Вахтангова. Эволюция художественного метода. Спектакли Вахтангова в Первой студии: “Росмерсхольм” (1918), “Эрик XIV” (1921). Вахтангов и М. А. Чехов. М. А. Чехов в роли Эрика XIV. Вахтангов — создатель Третьей студии Художественного театра. “Свадьба” (1920), “Чудо св. Антония” (1921), “Принцесса Турандот” (1922). Работа Вахтангова в студии “Габима”. “Гадибук” (1922). Вахтангов и проблемы актерского искусства.

Ученики Вахтангова, участники его постановок: Ю. А. Завадский, Р. Н. Симонов, М. А. Чехов, Б. Е. Захава, Ц. Л. Мансурова, Б. В. Щукин.

М. А. Чехов (1891—1955), ведущий актер и руководитель МХАТ 2-го с открытия театра (1924) до 1927 г. Становление актерской методологии Чехова. Роли в спектаклях Первой студии: Калеб (“Сверчок на печи” Диккенса), Мальволио (“Двенадцатая ночь” Шекспира) и др. Гамлет (1924), Аблеухов (“Петербург” А. Белого, 1925), Муромский (“Дело” Сухово-Кобылина, 1927). Обобщение актерского опыта в книге “Путь актера”. Судьба М. А. Чехова в эмиграции — Германия, Англия, США.

Ведущие актеры МХАТ 2-го А. Д. Дикий, С. Г. Бирман, С. В. Гиацинтова, И. Н. Берсенев, М. А. Дурасова, А. И. Чебан, И. Н. Певцов, В. В. Готовцев, О. И. Пыжова. Школа психологического гротеска.

Театр Мейерхольда. Мейерхольд во главе “Театрального Октября”. Обращение к традициям народного театра, площадных зрелищ, создание политического театра.

Зори” в Театре РСФСР Первом (1920) — спектакль-митинг. Постановка второго варианта “Мистерии-Буфф” В. В. Маяковского (1921). И. В. Ильинский в роли Соглашателя-меньшевика.

Создание под руководством Мейерхольда актерских и режиссерских мастерских (1921). Разработка “биомеханики”. “Великодушный рогоносец” Ф. Кроммелинка (Театр Актера, 1922). Театральный конструктивизм.

Открытие Театра имени Мейерхольда (1923). Новаторские постановки русской классики: “Лес” Островского (1924), “Ревизор” Гоголя (1926), “Горе уму” Грибоедова (1928).

Работа над постановками новых советских пьес. “Мандат” Н. Р. Эрдмана (1925), “Клоп” и “Баня” В. В. Маяковского (1928 и 1929). В. В. Маяковский (1893—1930) и ГОСТИМ.

Особенности творчества Мейерхольда в 1920-е годы. Поэтическая суть его режиссуры. “Музыкальный реализм”. Сценический гротеск. Метафорическая образность. Осмысление традиций великих русских актеров XIX—XX вв., драматургической эстетики Шекспира, Пушкина, Гоголя, Островского, Сухово-Кобылина. Яркое отображение и художественное обобщение современной действительности.

Ведущие актеры ГОСТИМа Э. П. Гарин, И. В. Ильинский, М. И. Бабанова, З. Н. Райх, М. М. Штраух, Н. И. Боголюбов и школа эксцентрического актера.

Московский Художественный академический театр. Идейно-художественная и организационная перестройка в середине 1920-х гг. Развитие и обогащение творческой методологии.

Ревизор” Гоголя (1920). Режиссура К. С. Станиславского. Хлестаков — М. А. Чехов, Городничий — И. М. Москвин. Начало работы по сценическому воплощению советской драматургии. “Пугачевщина” К. А. Тренева (1925, постановка В. И. Немировича-Данченко). Образ восставшего крестьянства в пьесе и спектакле. И. М. Москвин и Л. М. Леонидов в роли Пугачева.

Классические пьесы на сцене МХАТа. Сатирическое решение пьесы Островского “Горячее сердце” (1926, постановка К. С. Станиславского). Работы И. М. Москвина, М. М. Тарханова, В. Ф. Грибунина, Ф. В. Шевченко. “Безумный день, или Женитьба Фигаро” Бомарше (1927, режиссер К. С. Станиславский). В роли Фигаро — Н. П. Баталов, Альмавивы — Ю. А. Завадский, Сюзанны — О. Н. Андровская. “Дядюшкин сон” по Достоевскому (1929, постановка В. И. Немировича-Данченко). Гротескное решение Н. П. Хмелевым роли Князя.

Постановка первых пьес молодых авторов. “Унтиловск” Л. М. Леонова (1928, режиссер В. Г. Сахновский). Образ “внутреннего эмигранта” Червакова в исполнении И. М. Москвина. Комедийные спектакли по пьесам В. П. Катаева: “Растратчики” (1928, постановка К. С. Станиславского, режиссер И. Л. Судаков), “Квадратура круга” (1928, постановка В. И. Немировича-Данченко, режиссер Н. М. Горчаков).

Опыт создания трагедии на тему Гражданской войны — “Блокада” В. В. Иванова (1929, постановка В. И. Немировича-Данченко, режиссер И. Я. Судаков).

М. А. Булгаков (1891—1940) и МХАТ.

Камерный театр. Творческая программа руководителя театра А. Я. Таирова (1885—1950). Принципы “театра эмоционально насыщенных форм” в первые годы существования МКТ (1914—1920). Теория “синтетического театра” и “синтетического актера”. “Записки режиссера” (1921) — творческий манифест Таирова. Постановки в МКТ спектаклей традиционных жанров, трагедий и арлекинад. А. Г. Коонен (1889—1974) — ведущая актриса театра, исполнительница заглавных ролей: “Адриенна Лекуврер” Скриба и Легуве, “Федра” Расина, “Жирофле-Жирофля” Лекока (1919, 1921, 1922). Постановки пьес Ю. О’Нила “Косматая обезьяна”, “Любовь под вязами” (обе 1926), “Негр” (1929). Роль художника в Камерном театре.

Первая постановка пьесы Б. Брехта на советской сцене — “Опера нищих” (1929).

Становление многонационального советского театра. Режиссура К. Марджанишвили, С. Ахметели, Л. Курбаса.

Постановление СНК РСФСР “Об улучшении театрального дела” (1930).

Процесс перестройки литературно-художественных организаций (постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года).

Первый Всесоюзный съезд советских писателей (1934). Утверждение в драматургии и театре метода социалистического реализма.

Психологическое изображение современников, нового быта, труда советских людей в спектаклях “Страх” А. Н. Афиногенова, “Платон Кречет” А. Е. Корнейчука во МХАТе (режиссер И. Я. Судаков, 1931, 1935), “Таня” А. Н. Арбузова в Театре Революции (режиссер А. М. Лобанов, 1939).

Оптимистические героико-романтические и социально-исторические трактовки трагедий Шекспира: “Отелло” во МХАТе (режиссерский план К. С. Станиславского, постановка И. Я. Судакова, 1930) и в Малом театре (постановка С. Э. Радлова, 1935), “Гамлет” в Театре имени Евг. Вахтангова (режиссер Н. П. Акимов, 1932), “Ричард III” в Ленинградском БДТ (режиссер К. К. Тверской, 1935), “Ромео и Джульетта” в Театре Революции (1935). Создание цельных ренессансных образов в шекспировских комедиях “Двенадцатая ночь” (МХАТ 2-й, режиссеры С. В. Гиацинтова, В. А. Готовцев, 1933), “Много шума из ничего” (Театр им. Евг. Вахтангова, режиссер И. М. Рапопорт, 1936), “Укрощение строптивой” (Центральный театр Красной Армии, режиссер А. Д. Попов, 1937).

Важнейшие постановки классиков советской режиссуры, теоретическая и педагогическая деятельность К. С. Станиславского (“Мертвые души”, “Тартюф”), В. И. Немировича-Данченко (“Воскресенье”, “Анна Каренина”, “Три сестры”), В. С. Мейерхольда (“Вступление”, “Дама с камелиями”, “Свадьба Кречинского”), А. Я. Таирова (“Египетские ночи”, “Мадам Бовари”). Репрессии сталинского режима 1930-х годов и деятели отечественного искусства и культуры. Закрытие МХАТ 2-го в феврале 1936 года. Закрытие ГОСТИМа в 1938 году. Арест В. Э. Мейерхольда. Гибель З. Н. Райх (1939) и В. Э. Мейерхольда (1940).

Высокая патриотическая миссия советского театра в годы Великой Отечественной войны. Деятельность эвакуированных театров, организация фронтовых бригад, возрождение малых форм театра (агитационные, политические, сатирические театры миниатюр).

Постановки лучших пьес, созданных во время войны.

Психологическая драма К. М. Симонова “Русские люди”. Образы советских воинов-патриотов. Связь содержания и всего строя пьесы с поэзией Симонова. Постановки во МХАТе (1943, режиссеры Н. П. Хмелев, В. Я. Станицын, М. О. Кнебель), Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина, в открывшемся во время блокады этим спектаклем Городском театре в Ленинграде.

Фронт” А. Е. Корнейчука. Резкая критика отживших концепций ведения военных действий. Постановка “Фронта” в Малом театре (1942, режиссер И. Я. Судаков), во МХАТе (1942, режиссеры Н. П. Хмелев, И. М. Раевский, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин), Театре имени Евг. Вахтангова (1942, режиссер Р. Н. Симонов). Различные подходы к образу Ивана Горлова у исполнителей И. М. Москвина, А. Д. Дикого.

Нашествие” Л. М. Леонова. Трагедийно-героический образ Федора Таланова. Постановки пьесы в Малом театре (режиссер И. Я. Судаков, 1943), Театре имени Моссовета (постановка Ю. А. Завадского, 1943). Федор Таланов — М. Ф. Астангов.

Постановки романа А. А. Фадеева “Молодая гвардия” в Московском театре имени В. В. Маяковского (1947, режиссер О. П. Охлопков) и в Театре имени Евг. Вахтангова (1947, режиссер Б. Е. Захава). Героико-эпический характер воссоздания бессмертного подвига молодогвардейцев, монументальность спектакля Н. П. Охлопкова.

Ложная теория бесконфликтности советской драматургии.

Насильственная регламентация творческой жизни и метода театра. Снижение художественного уровня драматургии.

За тех, кто в море” Б. А. Лавренева в Малом театре (1947, режиссер К. А. Зубов) — спектакль о боевой жизни моряков в военные годы. “Русский вопрос” К. М. Симонова, постановки в театрах страны (1947). “Калиновая роща” А. Е. Корнейчука (Малый театр, 1950, постановка А. Д. Дикого), “Свадьба с приданым” Н. М. Дьяконова (Московский театр сатиры, 1950, постановка Б. И. Равенских) — образцы комедий данного периода.

Гуманистические мотивы в постановках русской классики. “Последняя жертва” А. Н. Островского на сцене МХАТа (1944, режиссер Н. П. Хмелев), “Чайка” А. П. Чехова в Камерном театре (1944, режиссер А. Я. Таиров). “Плоды просвещения” Л. Н. Толстого во МХАТе (1951, режиссер М. Н. Кедров). “Васса Железнова” на сцене Малого театра (1952, режиссер К. А. Зубов). В. Н. Пашенная в роли Вассы Железновой.

Репрессии сталинского режима 1940-х годов и деятели отечественного искусства и культуры. Гибель С. М. Михоэлса и закрытие в 1949 году Государственного еврейского театра (ГОСЕТ). Закрытие Камерного театра и смерть А. Я. Таирова в 1950 году.

ХХ съезд КПСС — правда о советской истории. Процесс перестройки художественной культуры и искусства.