logo
История искусств

Французский театр XIX в.

Характер и движущие силы французской буржуазной революции, роль в ней народных масс. Значение революции в формировании буржуазной цивилизации.

Роль театра в идеологической борьбе революционных сил. Организация и перестройка театра. Декрет о свободе театров (1791).

Поиски в области драматургии Мари-Жозефа Шенье (1764-1811) и его трагедия “Карл IX”. Антидеспотическая проблематика. Тенденции революционного классицизма. Критика политического экстремизма якобинцев (“Кай Гракх”, 1792; “Фанелон”, 1793).

Рождение новых жанров. Мелодрама. Водевиль. Пьесы-агитки (“Страшный суд над королями” С. Марешаля, 1793). Их связь с бульварными театрами. Демократические тенденции.

Франсуа-Жозефа Тальма (1763-1826). Вступление в труппу (1787) и дебют в “Комеди Франсез” (Сеид в “Магомете” Вольтера). Первый большой успех (роль Карла IX в трагедии М.-Ж. Шенье). Критическое отношение к деспотической власти. Многоплановость и противоречивость внутреннего мира героя. Выступление в репертуаре, отражающем якобинские идеи: Тиран (“Генрих VIII” Шенье), Лассаль (“Жан Калес, или Урок судьям” Шенье, 1792), Марий (“Марий в Минтурнах”, Арно), Фульвий Флакк (“Кай Гракх” Шенье, 1792) и др. Воплощение образов борцов за идеалы свободы и справедливости. Эстетические тенденции просветительского классицизма.

Стремление к правде поведения на сцене. Реформа в области декламации. Отказ от декоративно-иллюстрационного жеста, замена его жестом, рожденным эмоциональной выразительностью.

Произведения Шекспира в творческой эволюции Тальма. Ведущие роли в репертуаре - Макбет, Отелло, Гамлет. Постижение человеческих страстей, создание мятущихся образов, глубоко противоречивых, разочарованных столкновением с враждебной действительностью.

Выход к романтическому репертуару (В. Гюго, А. Ламартин). Углубление индивидуальной и психологической разработки характера. Черты реализма. Развитие традиций Лекена (“Несколько размышлений о Лекене и о театральном искусстве”, 1825 - предисловие к изданию “Мемуаров Лекена”).

Становление французского реализма. Его борьба с классицизмом. Театральные манифесты 1820-х годов, их значение для утверждения идейно-теоретических основ критического реализма, Стендаль “Расин и Шекспир” (1823-1825).

Проспер Мериме (1803-1870), антифеодальные мотивы его творчества, элементы пародии на чрезмерность в изображении человеческих страстей, романтические штампы. Реалистические тенденции (“Театр Клары Гасуль”, 1825). “Театр Клары Гасуль” - цикл пьес как творческая лаборатория писателя, искавшего новые подходы к изображению характеров и страстей, выразительные средства драматургии. Опыт создания народно-исторической революционной драмы “Жакерия” (1828).

Виктор Гюго (1802-1885) Один из ведущих драматургов-романтиков, сформулировавших кредо романтического театра. Эволюция В. Гюго накануне 1830 года - от роялизма к либерализму. Предисловие к драме “Кромвель” (1827) - кредо романтического театра. Борьба с поэтикой классицизма. Критика сословного догматизма, правил “трех единств”. Требование от драмы соответствия жизни общества, действенности, изображения контрастного многообразия жизни. Соединение в драме возвышенного и гротескного, трагического и комического, правдивого изображения характера, колорита эпохи. Теория романтического гротеска. Драмы “Марион Делорм” (1829), “Эрнани” (1830), “Рюи Блаз” (1838), “Мария Тюдор” (1838). Идейность. Гуманистический и демократический пафос. Утверждение героя-одиночки - выходца из низов, противостоящего миру лжи, лицемерия, насилия, социальной несправедливости. Утопизм. Русская критика о драмах Гюго.

Альфред де Мюссе (1810-1857). Особое место драматурга, одного из основоположников романтизма, в истории романтического театра. Создание образа молодого человека периода Реставрации, внутренне раздвоенного и пресыщенного. Роман “Исповедь сына века” - одно из произведений французской литературы этого периода. Колебания Мюссе между романтизмом и реализмом. Пьесы 30-х годов “Прихоти Марианны”, “Венецианская ночь”, “Фантазио”. Образцы романтической комедии нового типа с элементом драматизма (любовь, ревность, убийство). Наличие критицизма, направленность против бездушности, прозы буден, лишенных поэзии, романтических порывов. Принцип романтической иронии в сочетании с реалистическими тенденциями.

Историческая драма “Лорензаччо” (1834); осмысление трагической обреченности революционных обновлений жизни.

Александр Дюма-отец (1803-1870). Романтическая драматургия А. Дюма-отца, автора романа “Три мушкетера”, имеющего богатые сценические и кинотрадиции.

Элементы критического отношения к буржуазному строю (“Антони”, 1831; “Ричард Дармингтон”, 1832; “Кин, или Гений и беспутство”, 1836). Открытие в 1842 году спектаклем “Королева Марго” созданного Дюма Исторического театра (1847-1848), на сцене которого ставились спектакли, отражающие важнейшие события национальной истории Франции. Поворот к охранительным тенденциям строгих буржуазных порядков.

Эжен Скриб - автор известных пьес “Лестница славы”, “Стакан воды”, сохранившихся в репертуаре театра ХХ века (“Стакан воды” в Академическом Малом театре, Москва). “Автор хорошо сделанной пьесы” (Герцен).

Эжен Лабиш - классик водевильного жанра (“Соломенная шляпка”, 1851; “Путешествие Перришона”, 1860). Комедийное мастерство, обновление структуры водевиля.

Драматургия Эмиля Ожье (1820-1889), Александра Дюма-сына (1824-1899), Викторьена Сарду (1831-1908). Соответствие буржуазных отношений буржуазной морали. Оценка Салтыковым-Щедриным творчества Ожье и Сарду (“драматурги-паразиты”). “Дама с камелиями” А. Дюма-сына; ее феноменальная сценическая история (в театре и кино). “Дама с камелиями” с Г. Гарбо, “Травиата” в постановке Ф. Дзефирелли (1992).

Оноре де Бальзак (1795-1850). Творчество Бальзака - этап в разработке и теоретическом осмыслении метода критического реализма. Антибуржуазная направленность произведений. Место драматургии в творчестве Бальзака. Меньшая острота социальной проблематики, элементы мелодраматизма (“Мечты Кинолы”, 1842; “Махеча”, 1848).

Высокая оценка театра, его воспитательного воздействия на публику. Критическое отношение к романтической драме и мелодраме. Разоблачение жажды обогащения (“Делец”, 1850). Пьесы “Школа супружества”, “Вотрен”.

Пьер Бокаж (1792-1862). Роли в драмах Виктора Гюго и мелодраме Бенжамена Антье (1787-1870). Гиперболизм страстей, экспрессивность в актерской игре. Директор театра “Одеон”.

Мари Дорваль (1798-1870) - великая актриса Франции. Символ поэтической женственности. Глубина человеческих переживаний. Основной успех в мелодраме в одном из лучших бульварных театров “Порт-Сен-Мартен”. В. Гюго и А. Виньи (“Комеди Франсез”).

Фредерик Леметр (1800-1878) - "король французского театра”. Высокая оценка его творчества Гюго, Бальзаком, Диккенсом, Герценом, Тургеневым. Издевательства врагов и политических противников. Речь В. Гюго на похоронах, исполненная благодарности перед гением французской сцены. Роли - от гротесково-комедийного Робера Макера до лирико-романтических Рюи Блаза, Кина и трагического Гамлета.

Элиза Рашель (1821-1858). Возрождение на сцене классической трагедии Корнеля и Расина. Роли Камиллы (“Гораций” Корнеля), Федры (“Федра” Расина). Психологическая правда раскрытия внутреннего мира героини. Утверждение человечности и благородства. Масштабность образов. Рашель - исполнительница “Марсельезы”.

Жан-Батист Дебюро (1786-1846). "Белый Пьеро” в творчестве Дебюро.