Французский театр XIX в.
Характер и движущие силы французской буржуазной революции, роль в ней народных масс. Значение революции в формировании буржуазной цивилизации.
Роль театра в идеологической борьбе революционных сил. Организация и перестройка театра. Декрет о свободе театров (1791).
Поиски в области драматургии Мари-Жозефа Шенье (1764-1811) и его трагедия “Карл IX”. Антидеспотическая проблематика. Тенденции революционного классицизма. Критика политического экстремизма якобинцев (“Кай Гракх”, 1792; “Фанелон”, 1793).
Рождение новых жанров. Мелодрама. Водевиль. Пьесы-агитки (“Страшный суд над королями” С. Марешаля, 1793). Их связь с бульварными театрами. Демократические тенденции.
Франсуа-Жозефа Тальма (1763-1826). Вступление в труппу (1787) и дебют в “Комеди Франсез” (Сеид в “Магомете” Вольтера). Первый большой успех (роль Карла IX в трагедии М.-Ж. Шенье). Критическое отношение к деспотической власти. Многоплановость и противоречивость внутреннего мира героя. Выступление в репертуаре, отражающем якобинские идеи: Тиран (“Генрих VIII” Шенье), Лассаль (“Жан Калес, или Урок судьям” Шенье, 1792), Марий (“Марий в Минтурнах”, Арно), Фульвий Флакк (“Кай Гракх” Шенье, 1792) и др. Воплощение образов борцов за идеалы свободы и справедливости. Эстетические тенденции просветительского классицизма.
Стремление к правде поведения на сцене. Реформа в области декламации. Отказ от декоративно-иллюстрационного жеста, замена его жестом, рожденным эмоциональной выразительностью.
Произведения Шекспира в творческой эволюции Тальма. Ведущие роли в репертуаре - Макбет, Отелло, Гамлет. Постижение человеческих страстей, создание мятущихся образов, глубоко противоречивых, разочарованных столкновением с враждебной действительностью.
Выход к романтическому репертуару (В. Гюго, А. Ламартин). Углубление индивидуальной и психологической разработки характера. Черты реализма. Развитие традиций Лекена (“Несколько размышлений о Лекене и о театральном искусстве”, 1825 - предисловие к изданию “Мемуаров Лекена”).
Становление французского реализма. Его борьба с классицизмом. Театральные манифесты 1820-х годов, их значение для утверждения идейно-теоретических основ критического реализма, Стендаль “Расин и Шекспир” (1823-1825).
Проспер Мериме (1803-1870), антифеодальные мотивы его творчества, элементы пародии на чрезмерность в изображении человеческих страстей, романтические штампы. Реалистические тенденции (“Театр Клары Гасуль”, 1825). “Театр Клары Гасуль” - цикл пьес как творческая лаборатория писателя, искавшего новые подходы к изображению характеров и страстей, выразительные средства драматургии. Опыт создания народно-исторической революционной драмы “Жакерия” (1828).
Виктор Гюго (1802-1885) Один из ведущих драматургов-романтиков, сформулировавших кредо романтического театра. Эволюция В. Гюго накануне 1830 года - от роялизма к либерализму. Предисловие к драме “Кромвель” (1827) - кредо романтического театра. Борьба с поэтикой классицизма. Критика сословного догматизма, правил “трех единств”. Требование от драмы соответствия жизни общества, действенности, изображения контрастного многообразия жизни. Соединение в драме возвышенного и гротескного, трагического и комического, правдивого изображения характера, колорита эпохи. Теория романтического гротеска. Драмы “Марион Делорм” (1829), “Эрнани” (1830), “Рюи Блаз” (1838), “Мария Тюдор” (1838). Идейность. Гуманистический и демократический пафос. Утверждение героя-одиночки - выходца из низов, противостоящего миру лжи, лицемерия, насилия, социальной несправедливости. Утопизм. Русская критика о драмах Гюго.
Альфред де Мюссе (1810-1857). Особое место драматурга, одного из основоположников романтизма, в истории романтического театра. Создание образа молодого человека периода Реставрации, внутренне раздвоенного и пресыщенного. Роман “Исповедь сына века” - одно из произведений французской литературы этого периода. Колебания Мюссе между романтизмом и реализмом. Пьесы 30-х годов “Прихоти Марианны”, “Венецианская ночь”, “Фантазио”. Образцы романтической комедии нового типа с элементом драматизма (любовь, ревность, убийство). Наличие критицизма, направленность против бездушности, прозы буден, лишенных поэзии, романтических порывов. Принцип романтической иронии в сочетании с реалистическими тенденциями.
Историческая драма “Лорензаччо” (1834); осмысление трагической обреченности революционных обновлений жизни.
Александр Дюма-отец (1803-1870). Романтическая драматургия А. Дюма-отца, автора романа “Три мушкетера”, имеющего богатые сценические и кинотрадиции.
Элементы критического отношения к буржуазному строю (“Антони”, 1831; “Ричард Дармингтон”, 1832; “Кин, или Гений и беспутство”, 1836). Открытие в 1842 году спектаклем “Королева Марго” созданного Дюма Исторического театра (1847-1848), на сцене которого ставились спектакли, отражающие важнейшие события национальной истории Франции. Поворот к охранительным тенденциям строгих буржуазных порядков.
Эжен Скриб - автор известных пьес “Лестница славы”, “Стакан воды”, сохранившихся в репертуаре театра ХХ века (“Стакан воды” в Академическом Малом театре, Москва). “Автор хорошо сделанной пьесы” (Герцен).
Эжен Лабиш - классик водевильного жанра (“Соломенная шляпка”, 1851; “Путешествие Перришона”, 1860). Комедийное мастерство, обновление структуры водевиля.
Драматургия Эмиля Ожье (1820-1889), Александра Дюма-сына (1824-1899), Викторьена Сарду (1831-1908). Соответствие буржуазных отношений буржуазной морали. Оценка Салтыковым-Щедриным творчества Ожье и Сарду (“драматурги-паразиты”). “Дама с камелиями” А. Дюма-сына; ее феноменальная сценическая история (в театре и кино). “Дама с камелиями” с Г. Гарбо, “Травиата” в постановке Ф. Дзефирелли (1992).
Оноре де Бальзак (1795-1850). Творчество Бальзака - этап в разработке и теоретическом осмыслении метода критического реализма. Антибуржуазная направленность произведений. Место драматургии в творчестве Бальзака. Меньшая острота социальной проблематики, элементы мелодраматизма (“Мечты Кинолы”, 1842; “Махеча”, 1848).
Высокая оценка театра, его воспитательного воздействия на публику. Критическое отношение к романтической драме и мелодраме. Разоблачение жажды обогащения (“Делец”, 1850). Пьесы “Школа супружества”, “Вотрен”.
Пьер Бокаж (1792-1862). Роли в драмах Виктора Гюго и мелодраме Бенжамена Антье (1787-1870). Гиперболизм страстей, экспрессивность в актерской игре. Директор театра “Одеон”.
Мари Дорваль (1798-1870) - великая актриса Франции. Символ поэтической женственности. Глубина человеческих переживаний. Основной успех в мелодраме в одном из лучших бульварных театров “Порт-Сен-Мартен”. В. Гюго и А. Виньи (“Комеди Франсез”).
Фредерик Леметр (1800-1878) - "король французского театра”. Высокая оценка его творчества Гюго, Бальзаком, Диккенсом, Герценом, Тургеневым. Издевательства врагов и политических противников. Речь В. Гюго на похоронах, исполненная благодарности перед гением французской сцены. Роли - от гротесково-комедийного Робера Макера до лирико-романтических Рюи Блаза, Кина и трагического Гамлета.
Элиза Рашель (1821-1858). Возрождение на сцене классической трагедии Корнеля и Расина. Роли Камиллы (“Гораций” Корнеля), Федры (“Федра” Расина). Психологическая правда раскрытия внутреннего мира героини. Утверждение человечности и благородства. Масштабность образов. Рашель - исполнительница “Марсельезы”.
Жан-Батист Дебюро (1786-1846). "Белый Пьеро” в творчестве Дебюро.
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы