logo
История искусств

Американский театр хх в.

Появление в американской литературе конца XIX - начала ХХ века выдающихся произведений реалистического направления (М. Твен, Т. Драйзер). Драматургия Д. Лондона (1876-1916). Острокритическая социальная направленность его пьес.

Юджин О’Нил (1888-1954) - один из крупных американских драматургов первой половины ХХ века. Ранняя драматургия (“Анна Кристи”, 1923; “Негр”, 1922), ее роль в становлении американского театра. Острота социальной критики в пьесах “Косматая обезьяна” (1922, труппа “Провенстаун плейерс”, Нью-Йорк), “Страсти под вязами” (1924, театр “Грикуиг-Виллидж”, Нью-Йорк).

Драматургия О’Нила в 30-е годы - “Траур к лицу Электре” (1931, театр “Гилд”, Нью-Йорк). Стремление создать современную трагедию. В 1936-м году удостоен Нобелевской премии. 40-50-е гг. - “Луна для обездоленных” (соч. 1943; поставлен в 1954, Королевский театр, Стокгольм). О’Нил на современной сцене (постановки в России).

Творчество Л. Хелман (1905-1984), Торнтона Нивена Уальдера (1887-1975), Артура Миллера (р. 1915), Уильямса Сарояня (1908-1981), Эдуарда Олби (р. 1921) и др.

Драматургия Тенесси Уильямса (1911-1982). Настоящее имя и фамилия Томас Ланир. Выдающийся американский писатель, драматург. 1936-1938 гг. - сближение с труппой артистической молодежи “Маммерс” (“Фигляры”, Сен-Луис), которая поставила ранние неопубликованные пьесы Уильямса. “Стеклянный зверинец” (1944), “Трамвай “Желание” (1947, театр “Барримор”), “Татуированная роза” (1950, театр “Эрлангер”, Чикаго), “Кошка на раскаленной крыше” (1955), “Орфей спускается в ад” (1957, театр “Продыхарс”, Нью-Йорк; 1961, Театр им. Моссовета, Москва, там же в 60-е гг. - “Трамвай “Желание””).

Теория “пластического театра”, по которой символы становятся естественным языком драмы, текст пьес является лишь “формулой существования театра”. Чеховские тенденции в передаче подводного течения пьесы, ее подтекста. Т. Уильямс на сцене западного и российского театров (балет, драма).