logo
История искусств

Тема 19. Русская музыкальная культура XX века

Деятельность музыкальных организаций, в которых наиболее ярко сфокусировалось все многообразие новых творческих воззрений и наиболее полно реализовались идеи просветительства творческой интеллигенции этого времени. Специфика музыкального образования и концертной жизни. Репертуары оперных театров. Деятельность С. Дягилева и его антреприза “Русские сезоны” в Париже. Популяризация русского искусства в Европе. И. Стравинский и С. Прокофьев в антрепризе Дягилева.

Творчество И. Ф. Стравинского. Хроника жизни и творчества И. Ф. Стравинского. Феномен разнообразия творческих стилей композитора. Характеристика “русского” периода в контексте художественно-артистического окружения молодого композитора: друзья, коллеги, соавторы. Особенности стиля этого периода, проявляющиеся в балетах “Петрушка”, “Весна священная” и в опере “Мавра”, в которой композитор перевоплотил произведение А. Пушкина “Домик в Коломне”. Неоклассический период творчества Стравинского. Особенности музыкальных образов в произведениях: “Пульчинелла”, “Поцелуй феи”, “Царь Эдип”, “Орфей”, “Похождение повесы”. Объективные и субъективные факторы формирования “неоклассицизма” Стравинского. Источники мелодического вдохновения и особенности музыкальной драматургии опусов этого периода. Обращение к древнегреческим мифам (“Царь Эдип”, “Аполлон Мусагет”, “Орфей”) и картинам художника Хогарта. Последний период творческой деятельности Стравинского и обращение к серийной технике. Религиозные песнопения.

Музыкальная жизнь России 1920-1945-х гг. Творческий и жизненный путь С. Прокофьева и Д. Шостаковича в условиях общественно-политической жизни СССР. Тоталитарный режим и творчество композиторов-новаторов. “Дело В. Мурадели”.

Творчество С. С. Прокофьева. Симфоническое творчество композитора: своеобразие жанров и образов в симфониях № 1, 5, 7. Мастерство композитора в воплощении литературных образов в музыкальном театре: оперы “Игрок”, “Любовь к трем апельсинам”, “Огненный ангел”, “Семен Котко”, “Война и мир”. Балетный мир Прокофьева: “Стальной скок”, “Ромео и Джульетта”, “Золушка”. Кантатно-ораториальные произведения Прокофьева, его инструментальные концерты и музыка к фильмам. Фортепианное творчество композитора.

Творчество Д. Д. Шостаковича. Особенности симфонического мышления Шостаковича. Этапы развития Шостаковича-симфониста. Музыкальная драматургия симфоний № 1, 5, 7, 8, 14. Оперное наследие Шостаковича: “Нос”, “Игроки”. Вершина оперного творчества композитора - “Катерина Измайлова”. Ранние балеты Шостаковича: “Золотой век”, “Болт”, “Светлый ручей”. Камерно-инструментальное творчество композитора: трагедийная тема в квартетах и фортепианном трио. Полифоническое мастерство и фортепианный цикл “24 прелюдии и фуги”. Кантатно-ораториальные произведения Шостаковича и музыка к фильмам.

Творчество А. Г. Шнитке. Творческий путь А. Шнитке. Продолжение художественных традиций Шостаковича и поиск собственного пути. Разнообразие жанров и форм. Особенности музыкального мышления и важнейшие произведения.