Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
Основные художественные направления и течения эпохи
Идеи и судьба Великой Французской революции и ее влияние на духовную жизнь европейского общества. Смена общественных настроений идеалов и символов эпохи.
Доминирующее влияние критического мировоззрения на развитие художественной мысли. Падение авторитета традиций и канонов академического искусства. Индивидуализм художественного мировидения. Поиск новых истин и новых изобразительных форм. Общественное признание художника как свободного профессионала. Духовно-творческие объединения художников (кружки, группировки). Светские салоны. Расширение институциональных форм функционирования искусства. Коммерциализация художественной жизни. Роль книгоиздателей, книготорговцев, антрепренеров, меценатов, критиков, цензоров в развитии художественной культуры эпохи. Художественное образование. Демократизация потребления искусства. Рождение массовой культуры. Литературно-художественная периодика. Общедоступные музеи и библиотеки, публичные концерты, выставки. Общеевропейские центры художественной жизни: Париж, Лондон, Рим, Вена, Петербург. Национальные и всемирные художественные выставки.
Система искусств в художественной культуре XIX века. Литература и живопись – ведущие виды художественного творчества. Новые тенденции в развитии архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Бидермайер. Эклектика, исторические неостили. Эстетизация повседневности. Стиль модерн. Возрождение старых ремесел (мозаика, расписное стекло, инкрустация, майолика). Новые материалы в архитектуре, новые архитектурные формы и типы зданий (вокзалы, мосты, выставочные павильоны). Рождение новых видов искусства (фотография, кино, промышленный дизайн). Взаимовлияние и синтез искусств.
Эстетические учения XIX века, их связь с общественным развитием и художественной практикой. Роль критики в художественной жизни эпохи. Художественные направления и их эстетические принципы (романтизм, реализм, импрессионизм, символизм). Особенности проявления различных художественных направлений в живописи, скульптуре, архитектуре. Художественные достижения эпохи. Национальные художественные школы в XIX веке.
Изобразительное искусство Франции конца XVIII – начала XIX века
Искусство Франции в истории развития мировой художественной культуры. Франция XIX века. Общественные настроения, духовная атмосфера. Движение художественной мысли: от романтизма к символизму.
Жак Луи Давид: формирование его искусства. Классицизм как средство прославления и возвеличения гражданских доблестей. Дореволюционные портреты Давида. Понимание героизма и утверждение ценности человеческой личности в искусстве Давида. Портреты Давида. Значение его творчества для развития основных тенденций французского искусства XIX века (академизма, романтизма, реализма).
Жан Огюст Доминик Энгр: классицистические принципы Энгра и их отличие от революционного классицизма Давида. Поиски отвлеченно-монументального идеального классицистического стиля в исторической живописи. Романтические черты искусства Энгра. Изображение обнаженной натуры. Значение Энгра во французском искусстве XIX века.
Искусство Испании конца XVIII — начала XIX века
Франсиско Гойя. Живопись и графика. Ранние работы художника (картоны для шпалер, портреты). Новое понимание исторической живописи. Отображение современных событий. Серия офортов «Капричос», их критический характер. Гойя и романтизм. Значение реалистического гротеска в его работах. Жанровые картины, портреты. Монументально-декоративные работы Гойи (росписи церкви Святого Антония Флоридского). Живописные искания позднего Гойи. Значение творчества художника для развития европейского искусства.
Романтизм и реализм во французском искусстве
Романтизм. Темы, сюжеты, образы. Хронологические рамки развития романтизма и его историческое значение. Мировоззренческая и стилистическая неоднородность романтизма: интерес к национальной средневековой истории и национальному своеобразию, к современности, к Востоку, к литературным сюжетам. Романтизм в оценке современников.
Романтизм в различных видах искусств. Романтизм в живописи (А. Гро, Т. Жерико, Э. Делакруа). Антуан Гро. Его картины, прославляющие Наполеона. Идеализация образа Наполеона.. Реалистические и романтические тенденции в искусстве Гро.
Теодор Жерико. Ранние военные сцены Жерико, их связь с творчеством Гро. Развитие традиций давидовского реализма и утверждение общественной значимости искусства в творчестве Жерико. Психологизм поздних портретов художника.
Эжен Делакруа: основные этапы творчества. Ранние приозведения. Салон 1824 года и столкновение новых романтических принципов с академической школой. Поиски героических образов. Новое понимание композиции и колорита. Темы современной Франции и портретная живопись. Поэтический вымысел в творчестве Делакруа. Декоративность поздних работ Делакруа, сложность их живописной структуры. Поиски драматического монументального стиля: батальные картины. Делакруа как анималист. Литературное наследие Делакруа (дневник, письма, статьи об искусстве), его эстетические взгляды. Влияние Делакруа на развитие французской живописи.
Сложение и развитие реализма во французской литературе и искусстве и его связь с демократическими традициями романтизма.
Реализм в живописи (Г. Курбе, Ж. Милле, О. Домье, К. Коро, «барбизонская школа»).
Оноре Домье – мастер французского критического реализма. Ранние литографии. Политическая сатира. Бытовая сатира. Живопись Домье и композиция в картинах Домье. Поиски героических положительных образов в повседневной действительности. Трагический и романтический характер позднего творчества Значение творчества Домье в искусстве Западной Европы XIX века.
Развитие реалистического пейзажа. Барбизонская школа пейзажистов. Предшественники барбизонцев во Франции (Ж. Мишель). Изучение и воспроизведение барбизонцами родной природы. Теодор Руссо – художник барбизонской школы; его внимание и интерес к повседневным, обыденным мотивам природы.
Камиль Коро – крупнейший французский пейзажист. Лирический, интимный, реалистический пейзаж в творчестве Коро. Женские портреты Коро. Колористические достижения Коро. Мастерство передачи света и воздуха.
Жан Франсуа Милле — выдающийся французский живописец-реалист. Портретное творчество. Изображение крестьянского труда. Создание монументального и поэтического образа крестьянина. Эволюция живописного мастерства. Рисунки и пастели Милле. Пейзажи.
Гюстав Курбе и его роль в развитии французского реализма. Раннее творчество. Изображение повседневной действительности. Утверждение материальности мира. Эпическая и монументальная трактовка жанровой картины. Образы французской провинции в живописи Курбе. Портреты, обнаженная натура, пейзажи, натюрморт.
Салонно-академическое искусство Франции. Художественные особенности этого направления: эклектизм, декоративность, внешняя пышность, поверхностная развлекательность. Мастера салонной живописи (Ж. Жером, А. Кабанель и др.).
Импрессионизм как художественное явление. Творчество художников-импрессионистов. Импрессионизм как социокультурное и художественное явление. «Академики» и «Салон отверженных». Импрессионизм в литературе и музыке. Импрессионизм в живописи. Эстетические идеалы. Индивидуализация мировидения. Сюжеты и жанры. Повседневность и природа в творчестве художников. Особенности выразительных средств. Роль цвета и света. Технические приемы.
Творчество живописцев (Э. Мане, К. Моне, А. Сислей, К. Писсаро, О. Ренуар, Э. Дега).
Эдуард Мане – один из крупнейших мастеров французской живописи. Его ранние работы. Связь с классическими традициями европейского искусства. Сцены современной жизни как предмет живописного изображения. Портреты Мане. Особенности живописного мастерства Мане. Обновление цветовой палитры. Роль Мане в развитии французского искусства. Значение его творчества для формирования и развития импрессионизма.
Эдгар Дега. Его значение в развитии французского искусства. Роль Дега в группе импрессионистов. Связь с классической традицией. Развитие в живописи художника реалистических тенденций французского искусства XIX века. Ранние работы Дега. Портерная живопись. Изображение современной жизни. Ирония в искусстве Дега. Колористические искания Дега. Скульптуры Дега.
Огюст Ренуар. Ранний период творчества. Своеобразие импрессионизма Ренуара. Интерес к жанровым сюжетам и портрету Ренуара: характер искусства, особенности его живописных исканий, техники. Декоративные тенденции в поздних работах Ренуара.
Клод Моне и развитие импрессионистического пейзажа. Ранний период творчества, связанный с реалистическим искусством середины XIX века. Творчество Моне как наиболее полное выражение принципов импрессионизма. Образов природы в живописи Моне. Развитие городского пейзажа. Стремление запечатлеть быстро изменяющуюся природу. Отход от пленэра, развитие декоративных поисков в ряде поздних работ. Значение Моне в европейском искусстве.
Творчество Альфреда Сислея, Камиля Писсарро. Кризис импрессионизма. Развитие французской живописи в последние годы XIX века.
Постимпрессионизм и символизм в западноевропейском изобразительном искусстве XIX – начала ХХ вв. Неоимпрессионизм Жоржа Сёра и Поля Синьяка и теория научного импрессионизма («пуантилизм»). Постимпрессионизм. Стремление преодолеть эмпиризм и созерцательность импрессионизма. Поиски синтетического сообщенного выражения действительности в их искусстве. Понимание пространства и времени в творчестве пост импрессионистов.
Поль Сезанн. Художественная система Сезанна, ее противоречивый, двойственный характер. Поиски объективных закономерностей в изображении реального мира и субъективный характер их преломления в некоторых работах Сезанна. Раннее творчество Сезанна, его связь с импрессионизмом. Пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины Сезанна. Живописные достижения Сезанна. Стремление к синтезу формы и цвета, особенности композиционных приемов. Влияние Сезанна на развитие искусства ХХ века.
Винсент Ван Гог: поиск смысла жизни, поиск чувственных средств самовыражения; мир вне себя; природа и космос, личность и творчество. Ранний голландский период творчества. Тематическое разнообразие творчества Ван Гога. Своеобразие художественных приемов, особенности колорита и рисунка.
Поль Гоген: особенности живописного языка. Гармония цвета. Декоративность, экспрессия. Образы человека и природы в произведениях художника. Черты символизма в его искусстве. Увлечение полинезийской экзотикой. Декоративно-плоскостная трактовка реального мира в работах Гогена. Влияние Гогена на будущее поколение художников.
Анри Тулуз-Лотрек. Портреты Тулуз-Лотрека. Особенности композиционных приемов, рисунка, колорита. Роль Тулуз-Лотрека в развитии плаката.
Символизм как тенденция художественного мышления и явление в искусстве. Истоки, идеи и образы европейского символизма. Язык символов. Символизм в литературе и музыке. Символизм в живописи (П. Пюви де Шаванн, Г. Моро, О. Редон).
Скульптура XIX века. Огюст Роден
Скульптура. Огюст Роден – крупнейший ваятель нового времени. Оригинальность художественного замысла. Многообразие выразительных средств. Реалистические, романтические, символические, импрессионистические тенденции в творчестве художника. Драматизм и поиски психологической выразительности в его творчестве. Особенности мастерства Родена. Влияние Родена на развитие мировой пластики.
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы