logo
История искусств

Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века

Основные художественные направления и течения эпохи

Идеи и судьба Великой Французской революции и ее влияние на духовную жизнь европейского общества. Смена общественных настроений идеалов и символов эпохи.

Доминирующее влияние критического мировоззрения на развитие художественной мысли. Падение авторитета традиций и канонов академического искусства. Индивидуализм художественного мировидения. Поиск новых истин и новых изобразительных форм. Общественное признание художника как свободного профессионала. Духовно-творческие объединения художников (кружки, группировки). Светские салоны. Расширение институциональных форм функционирования искусства. Коммерциализация художественной жизни. Роль книгоиздателей, книготорговцев, антрепренеров, меценатов, критиков, цензоров в развитии художественной культуры эпохи. Художественное образование. Демократизация потребления искусства. Рождение массовой культуры. Литературно-художественная периодика. Общедоступные музеи и библиотеки, публичные концерты, выставки. Общеевропейские центры художественной жизни: Париж, Лондон, Рим, Вена, Петербург. Национальные и всемирные художественные выставки.

Система искусств в художественной культуре XIX века. Литература и живопись – ведущие виды художественного творчества. Новые тенденции в развитии архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Бидермайер. Эклектика, исторические неостили. Эстетизация повседневности. Стиль модерн. Возрождение старых ремесел (мозаика, расписное стекло, инкрустация, майолика). Новые материалы в архитектуре, новые архитектурные формы и типы зданий (вокзалы, мосты, выставочные павильоны). Рождение новых видов искусства (фотография, кино, промышленный дизайн). Взаимовлияние и синтез искусств.

Эстетические учения XIX века, их связь с общественным развитием и художественной практикой. Роль критики в художественной жизни эпохи. Художественные направления и их эстетические принципы (романтизм, реализм, импрессионизм, символизм). Особенности проявления различных художественных направлений в живописи, скульптуре, архитектуре. Художественные достижения эпохи. Национальные художественные школы в XIX веке.

Изобразительное искусство Франции конца XVIII – начала XIX века

Искусство Франции в истории развития мировой художественной культуры. Франция XIX века. Общественные настроения, духовная атмосфера. Движение художественной мысли: от романтизма к символизму.

Жак Луи Давид: формирование его искусства. Классицизм как средство прославления и возвеличения гражданских доблестей. Дореволюционные портреты Давида. Понимание героизма и утверждение ценности человеческой личности в искусстве Давида. Портреты Давида. Значение его творчества для развития основных тенденций французского искусства XIX века (академизма, романтизма, реализма).

Жан Огюст Доминик Энгр: классицистические принципы Энгра и их отличие от революционного классицизма Давида. Поиски отвлеченно-монументального идеального классицистического стиля в исторической живописи. Романтические черты искусства Энгра. Изображение обнаженной натуры. Значение Энгра во французском искусстве XIX века.

Искусство Испании конца XVIII — начала XIX века

Франсиско Гойя. Живопись и графика. Ранние работы художника (картоны для шпалер, портреты). Новое понимание исторической живописи. Отображение современных событий. Серия офортов «Капричос», их критический характер. Гойя и романтизм. Значение реалистического гротеска в его работах. Жанровые картины, портреты. Монументально-декоративные работы Гойи (росписи церкви Святого Антония Флоридского). Живописные искания позднего Гойи. Значение творчества художника для развития европейского искусства.

Романтизм и реализм во французском искусстве

Романтизм. Темы, сюжеты, образы. Хронологические рамки развития романтизма и его историческое значение. Мировоззренческая и стилистическая неоднородность романтизма: интерес к национальной средневековой истории и национальному своеобразию, к современности, к Востоку, к литературным сюжетам. Романтизм в оценке современников.

Романтизм в различных видах искусств. Романтизм в живописи (А. Гро, Т. Жерико, Э. Делакруа). Антуан Гро. Его картины, прославляющие Наполеона. Идеализация образа Наполеона.. Реалистические и романтические тенденции в искусстве Гро.

Теодор Жерико. Ранние военные сцены Жерико, их связь с творчеством Гро. Развитие традиций давидовского реализма и утверждение общественной значимости искусства в творчестве Жерико. Психологизм поздних портретов художника.

Эжен Делакруа: основные этапы творчества. Ранние приозведения. Салон 1824 года и столкновение новых романтических принципов с академической школой. Поиски героических образов. Новое понимание композиции и колорита. Темы современной Франции и портретная живопись. Поэтический вымысел в творчестве Делакруа. Декоративность поздних работ Делакруа, сложность их живописной структуры. Поиски драматического монументального стиля: батальные картины. Делакруа как анималист. Литературное наследие Делакруа (дневник, письма, статьи об искусстве), его эстетические взгляды. Влияние Делакруа на развитие французской живописи.

Сложение и развитие реализма во французской литературе и искусстве и его связь с демократическими традициями романтизма.

Реализм в живописи (Г. Курбе, Ж. Милле, О. Домье, К. Коро, «барбизонская школа»).

Оноре Домье – мастер французского критического реализма. Ранние литографии. Политическая сатира. Бытовая сатира. Живопись Домье и композиция в картинах Домье. Поиски героических положительных образов в повседневной действительности. Трагический и романтический характер позднего творчества Значение творчества Домье в искусстве Западной Европы XIX века.

Развитие реалистического пейзажа. Барбизонская школа пейзажистов. Предшественники барбизонцев во Франции (Ж. Мишель). Изучение и воспроизведение барбизонцами родной природы. Теодор Руссо – художник барбизонской школы; его внимание и интерес к повседневным, обыденным мотивам природы.

Камиль Коро – крупнейший французский пейзажист. Лирический, интимный, реалистический пейзаж в творчестве Коро. Женские портреты Коро. Колористические достижения Коро. Мастерство передачи света и воздуха.

Жан Франсуа Милле — выдающийся французский живописец-реалист. Портретное творчество. Изображение крестьянского труда. Создание монументального и поэтического образа крестьянина. Эволюция живописного мастерства. Рисунки и пастели Милле. Пейзажи.

Гюстав Курбе и его роль в развитии французского реализма. Раннее творчество. Изображение повседневной действительности. Утверждение материальности мира. Эпическая и монументальная трактовка жанровой картины. Образы французской провинции в живописи Курбе. Портреты, обнаженная натура, пейзажи, натюрморт.

Салонно-академическое искусство Франции. Художественные особенности этого направления: эклектизм, декоративность, внешняя пышность, поверхностная развлекательность. Мастера салонной живописи (Ж. Жером, А. Кабанель и др.).

Импрессионизм как художественное явление. Творчество художников-импрессионистов. Импрессионизм как социокультурное и художественное явление. «Академики» и «Салон отверженных». Импрессионизм в литературе и музыке. Импрессионизм в живописи. Эстетические идеалы. Индивидуализация мировидения. Сюжеты и жанры. Повседневность и природа в творчестве художников. Особенности выразительных средств. Роль цвета и света. Технические приемы.

Творчество живописцев (Э. Мане, К. Моне, А. Сислей, К. Писсаро, О. Ренуар, Э. Дега).

Эдуард Мане – один из крупнейших мастеров французской живописи. Его ранние работы. Связь с классическими традициями европейского искусства. Сцены современной жизни как предмет живописного изображения. Портреты Мане. Особенности живописного мастерства Мане. Обновление цветовой палитры. Роль Мане в развитии французского искусства. Значение его творчества для формирования и развития импрессионизма.

Эдгар Дега. Его значение в развитии французского искусства. Роль Дега в группе импрессионистов. Связь с классической традицией. Развитие в живописи художника реалистических тенденций французского искусства XIX века. Ранние работы Дега. Портерная живопись. Изображение современной жизни. Ирония в искусстве Дега. Колористические искания Дега. Скульптуры Дега.

Огюст Ренуар. Ранний период творчества. Своеобразие импрессионизма Ренуара. Интерес к жанровым сюжетам и портрету Ренуара: характер искусства, особенности его живописных исканий, техники. Декоративные тенденции в поздних работах Ренуара.

Клод Моне и развитие импрессионистического пейзажа. Ранний период творчества, связанный с реалистическим искусством середины XIX века. Творчество Моне как наиболее полное выражение принципов импрессионизма. Образов природы в живописи Моне. Развитие городского пейзажа. Стремление запечатлеть быстро изменяющуюся природу. Отход от пленэра, развитие декоративных поисков в ряде поздних работ. Значение Моне в европейском искусстве.

Творчество Альфреда Сислея, Камиля Писсарро. Кризис импрессионизма. Развитие французской живописи в последние годы XIX века.

Постимпрессионизм и символизм в западноевропейском изобразительном искусстве XIX – начала ХХ вв. Неоимпрессионизм Жоржа Сёра и Поля Синьяка и теория научного импрессионизма («пуантилизм»). Постимпрессионизм. Стремление преодолеть эмпиризм и созерцательность импрессионизма. Поиски синтетического сообщенного выражения действительности в их искусстве. Понимание пространства и времени в творчестве пост импрессионистов.

Поль Сезанн. Художественная система Сезанна, ее противоречивый, двойственный характер. Поиски объективных закономерностей в изображении реального мира и субъективный характер их преломления в некоторых работах Сезанна. Раннее творчество Сезанна, его связь с импрессионизмом. Пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины Сезанна. Живописные достижения Сезанна. Стремление к синтезу формы и цвета, особенности композиционных приемов. Влияние Сезанна на развитие искусства ХХ века.

Винсент Ван Гог: поиск смысла жизни, поиск чувственных средств самовыражения; мир вне себя; природа и космос, личность и творчество. Ранний голландский период творчества. Тематическое разнообразие творчества Ван Гога. Своеобразие художественных приемов, особенности колорита и рисунка.

Поль Гоген: особенности живописного языка. Гармония цвета. Декоративность, экспрессия. Образы человека и природы в произведениях художника. Черты символизма в его искусстве. Увлечение полинезийской экзотикой. Декоративно-плоскостная трактовка реального мира в работах Гогена. Влияние Гогена на будущее поколение художников.

Анри Тулуз-Лотрек. Портреты Тулуз-Лотрека. Особенности композиционных приемов, рисунка, колорита. Роль Тулуз-Лотрека в развитии плаката.

Символизм как тенденция художественного мышления и явление в искусстве. Истоки, идеи и образы европейского символизма. Язык символов. Символизм в литературе и музыке. Символизм в живописи (П. Пюви де Шаванн, Г. Моро, О. Редон).

Скульптура XIX века. Огюст Роден

Скульптура. Огюст Роден – крупнейший ваятель нового времени. Оригинальность художественного замысла. Многообразие выразительных средств. Реалистические, романтические, символические, импрессионистические тенденции в творчестве художника. Драматизм и поиски психологической выразительности в его творчестве. Особенности мастерства Родена. Влияние Родена на развитие мировой пластики.