Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
Оскар Уайльд (1854-1900), его театральная концепция и драматургия.
Драматургическая и театрально-критическая деятельность Бернарда Шоу (1856-1950). 1890-й год - “Профессия миссис Уоррен”, 1900-е годы - “Пигмалион”, “Дом, где разбиваются сердца”. Поздний период - “Святая Иоанна”. Известные сценические киноверсии “Пигмалиона” (“Моя прекрасная леди”, мюзикл с Одри Хэпберн в главной роли, 1965; “Галатея” - фильм-балет с Е. Максимовой и М. Лиепа, 1989).
Сценическое искусство Англии рубежа XIX-ХХ веков. Независимый театр. Театр “Лицеум”. Творчество Генри Ирвинга (1838-1905). Творчество Элен Терри (1847-1928).
Реалистические тенденции в английском театре. Возникновение театра “Олд Вик” (1804) с его шекспировскими постановками.
Театральная концепция Эдварда Гордона Крэга (1872-1966).
Актерская деятельность под руководством Г. Ирвинга. Режиссерская и сценографическая деятельность. Постановки в музыкальном театре. Г. Крэг - реформатор сцены ХХ века.
Открытия в области сценического пространства. Г. Крэг и Шекспир. Постановки “Много шума из ничего” в Англии. Постановка “Гамлета”. Эскизы для оформления “Макбета” в Нью-Йорке (1928), во МХАТе (1936).
Г. Крэг с А. Дункан (1904-1907). Творческое взаимодействие. Открытия в области пластического искусства, их значение для хореографического искусства ХХ века.
Уильям Соммерсет Моэм (1874-1965) - эволюция творчества, выход к социальной проблематике (“Вознаграждение за заслуги”). Влияние фрейдизма (“Круг”, “Ливень”).
Джон Бойнтон Пристли (1894-1984) - разоблачение лживой буржуазной морали (“Опасный поворот”, 1972, “Инспектор пришел”, 1943). Использование фантастики в драме “Лунной ночью” (1944). Тема индивидуалистического бунта (“Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун”, 1958).
Драматургия и театральная концепция “рассерженных молодых людей”.
Деятельность театра “Олд Вик” (“Дом Шекспира”), его роль в интерпретации Шекспира. Эволюция театра. 20-30-е годы - утверждение реалистических принципов. Воспитание плеяды выдающихся английских актеров (С. Горндайк, Д. Гилгуд, Л. Оливье, А. Ричардсон и др.). 40-е годы. Отказ от постановок пьес Шекспира, тенденции модернизма. Уход Гилгуда и Оливье (1947-1950). Возвращение в 50-х годах к шекспировской традиции. “Пятилетка постановок Шекспира”, осуществленная с 1954 г. М. Бенталем. Поиски глубокого психологизма и поэтической образности. Роль высокой классики в репертуаре (1959-1960 гг.). Постановка “Марии Стюарт” Шиллера, “Тартюфа” Мольера, “Ченчи” Шелли, “Привидения” Ибсена и др.
Возникновение в 1964 г. Национального театра под руководством Л. Оливье как актера и режиссера.
Театральная деятельность Д. Гилгуда (р. 1904 г.).
Творческий метод Гилгуда. Лучшие роли: Гамлет, Ромео, Бенедикт, Король Лир, Трофимов (“Вишневый сад”). Моноспектакль “Век человеческий”. Д. Гилгуд в кинематографе.
Лоуренс Оливье (1907-1989). Лучшие роли: Гамлет, Отелло, Макбет, Генрих V, Эдип. Его экранизация “Гамлета”, “Ричарда III”, “Генриха V”. Выступления в современной драме. Работа Оливье в кинематографе. Руководство Национальным театром.
Вивьен Ли (1913-1967) - одна из ведущих актрис классического и современного репертуара. Лучшие роли: Клеопатра, Виола. Вивьен Ли в кино (“Унесенные ветром”, “Трамвай “Желание”, “Леди Гамильтон”, “Мост Ватерлоо”).
Майкл Редгрейв (1908-1985). Последователь системы К. С. Станиславского. Действенная природа творчества актера (Редгрейв “Пути и средства актера”, 1955). Шекспировские роли.
Пол Скофилд (р. 1922) - исполнитель роли Гамлета в Мемориальном театре и в труппе Питера Брука. Король Лир - вершина творчества (пост. П. Брука). Гастроли П. Скофилда в 1955 г. в Москве.
Питер Брук (р. 1925 г.). Опыты, связанные с изучением театрального метода А. Арто. Открытия в области сценического пространства. Книга “Пустое пространство” (1968). Типология современного театра. Постановка “Короля Лира”, “Вишневого сада”. Книга “Блуждающая точка” (1989), изданная в России в 1996 г.
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы