logo
История искусств

Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков

Изменение политической и социокультурной ситуации в Европе. Новая картина мира. Расцвет философского и естественнонаучного знания. Динамизм и конфликтность общественного бытия. Развитие буржуазной культуры – культуры Нового времени. Особенности художественного мировидения. Индивидуализация художественного творчества. Основные художественные направления и их эстетические принципы. Барокко. Классицизм. Реализм. Национальные модификации художественных направлений в культуре европейских стран.

Изобразительное искусство Италии XVII века

Архитектура и скульптура. Ведущая роль архитектуры. Церковное и дворцовое строительство. Городские ансамбли, загородные виллы, садово-парковые ансамбли. Стремление к грандиозности масштабов и декоративности. Синтез искусств. Особенности художественного языка: повышенная эмоциональность, напряженность и патетика, динамичность, живописные тенденции, стремление к преодолению замкнутости в трактовке пространства.

Развитие римского барокко. Приемы композиции. Сложность пространственных решений. Отношение к ордерам. Орнаментация. Декоративная скульптура и живопись в постройках эпохи барокко. Период расцвета римского барокко. Крупнейшие представители: (Ф. Борромини, Д. Л. Бернини).

Живопись. Болонская Академия и ее значение для развития европейских художественных академий. Отношение академии к искусству высокого Возрождения и античности. Нормативность и эклектичность как характерные черты академического искусства. Творчество художников-академистов (А. Карраччи и др.).

Художественная концепция Микеланджело да Караваджо. Значение творчества Караваджо для развития европейской живописи. Караваджизм.

Творчество Л. Джордано, Д.М. Креспи и др.

Изобразительное искусство Испании XVII века

Живопись. Испанские живописные школы. Сложение реалистического направления. Живопись "бодегонес". Д. Веласкес – крупнейший мастер европейского реализма. Бытовые жанры в творчестве Веласкеса. Реалистическое толкование мифологических сюжетов. Исторический и портретный жанры в живописи Веласкеса. Живописное мастерство Веласкеса. Веласкес и развитие реалистического искусства. Творчество Х. Риберы; Ф. Сурбарана (религиозная живопись, портрет, натюрморт); Б.Э. Мурильо (жанровые картины, религиозные сюжеты).

Изобразительное искусство Фландрии XVII века

Питер Пауль Рубенс – глава фламандской школы живописи и крупнейший деятель европейского искусства. Портретное и религиозно-мифологическое искусство в творчестве Рубенса. Историческая живопись Декоративные композиции. Жанровые сюжеты в поздний период творчества. Рубенс как пейзажист. Роль Рубенса в развитии графического искусства. Школа Рубенса.

Антонис Ван Дейк. Портретное искусство. Религиозная тематика в живописи. Ван Дейк как мастер рисунка и офортист. Творчество фламандских жанристов XVII века: Якоб Йорданс, Адриан Броувер, Франс Снейдерс, Давид Тенирс Младший.

Изобразительное искусство Голландии XVII века

Голландская живопись первой трети XVII века. Формирование школы национального реалистического пейзажа. (X. Аверкамп, Э. ван дер Вельде). Утрехтские последователи Караваджо (Х. Хонтхорст, X. Тербрюгген): их значение в развитии голландского искусства. Развитие жанра натюрморта (Ван Альст, П. Клас, В. Хеда). Библейская историческая живопись (П. Ластман). Развитие комнатной живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт. Ф. Халс: портретная и жанровая живопись. «Малые голландцы». Расцвет голландской бытовой живописи: А. ван Остаде, Я. Стен, П. де Хох, Г. Терборх, Г. Метсю. Творчество Я. Вермера Делфтского: особенности художественного языка; образ человека и предметного мира в его живописи. Голландская пейзажная живопись второй половины XVII века: Я. ван Рёйсдал.

Рембрандт. Творчество Рембрандта как высшее достижение голландского искусства. Роль Рембрандта в развитии жанров живописи. Портретное творчество и композиции на религиозно-мифологические сюжеты. Автопортреты художника. Особенности живописного языка Рембрандта. Значение Рембрандта для европейского искусства.

Изобразительное искусство Франции XVII века

Архитектура Франции XVII века. Городское жилое строительство. Барокко во французской архитектуре XVII века. Франсуа Мансар: начала французского классицизма XVII века. Архитектура Франции второй половины XVII века. Стиль Людовика XIV. Создание академий архитектуры в Париже и Риме. Теоретические работы зодчих К. Перро и Ф. Блонделя. Дворцовое и парковое строительство: строгость построения основных объемов при большой пышности внутренних интерьеров. Версальский дворцовый ансамбль (Луи Лево, Жюля Ардуэна-Мансара, Шарля Лебрена, Андре Ленотр). Архитектура и садово-парковое искусство. Синтез искусств. Крупнейшие мастера архитектуры конца XVII века. (Жюль Ардуэн-Мансар).

Живопись. Классицизм. Никола Пуссен – главный представитель классицизма. Влияние античности, Рафаэля, римского академизма, Тициана на формирование художественного языка Пуссена. Рационализм и реалистическая основа в творчестве Пуссена. Поиски гармонии и героизма. Картины на мифологические и литературные темы. Проблема героического пейзажа.

Клод Лоррен – мастер классицистического и романтического пейзажа. Создание нового жанра пейзажа в «итало-французской» живописи. Поэтический пейзаж. Характер композиции в живописи Лоррена.

Творчество Жоржа де Латура, С.Вуэ, бр. Ленен.

Общая характеристика западноевропейского искусства XVIII века

Просвещение как общеевропейское идейное движение. Ориентация на естественнонаучное и рациональное мышление. Идеи «естественного порядка вещей» и «естественного человека».

Просветительские идеи в искусстве. Искусство как средство нравственного совершенствования человека. Идеи просвещения и эстетика классицизма. Девиз эпохи: «живопись и поэзия – сестры». Стилевые особенности основных художественных направлений эпохи (классицизм, барокко, рококо, реализм, сентиментализм) и их проявление в различных видах искусств: архитектура, садово-парковое искусство, живопись, декоративно-прикладное искусство.

Изобразительное искусство Италии XVIII века

Ведущие представители западноевропейского искусства XVIII века. Североитальянские живописцы первой половины XVIII века: А. Маньяско, Д. М. Креспи. Барокко в Венеции. Общий характер венецианской живописи в XVIII столетии.

Джованни Баттиста Тьеполо – один из крупнейших живописцев XVIII века. Росписи Тьеполо как заключительная фаза развития итальянской монументально-декоративной живописи. Станковые картины мастера. Тьеполо – портретист, график, офортист. Школа Тьеполо. Венецианская портретная живопись XVIII века. Венецианская "Ведута". Каналетто и Франческо Гварди – ведущие живописцы Венеции. Фигурные композиции и пейзажи. Гварди как рисовальщик. Творчество Бернардо Белотто.

Изобразительное искусство Франции XVIII века

Влияние фламандского и голландского искусства. Академические живописцы начала века. Портретисты. Антуан Ватто – крупнейший французский художник. Ранние жанровые и военные картины. Театральные сцены в творчестве Ватто. Ватто как мастер изображения «галантных празднеств». Роль Ватто в развитии пейзажного жанра. Значение Ватто в развитии рисунка как самостоятельного вида в искусстве XVIII века. Мастера круга Ватто: Н. Ланкре.

Французская живопись середины XVIII века. Роль Академии живописи и скульптуры. Французская Академия в Риме. Выставки. Развитие художественной критики. Развитие коллекционирования. Историческая и декоративная живопись. Жан-Батист Симеон Шарден: натюрморты, жанровые композиции, портреты, мастер пастельной живописи.

Французская скульптура: представители французского классицизма, скульпторы (Ж. Б. Лемуан, Э. М. Фальконе). Ж.-А. Гудон – крупнейший мастер портрета во французской скульптуре.

Художники второй половины XVIII века. Ж. Б. Грез и сентиментально-морализирующее направление в живописи. О. Фрагонар: Жанровые картины и пейзажи. Французские пейзажисты: Гюбер Робер. Робер и садово-парковое искусство. Художественная критика Д. Дидро в области изобразительного искусства ("Салоны").

Изобразительное искусство Англии XVIII века

Становление и расцвет английской национальной живописи в XVIII веке. Уильям Хогарт. Критический и сатирический реализм в живописи Хогарта. Жанровые картины и гравюры. Хогарт как портретист.

Формирование и расцвет английской портретной школы XVIII века. Джошуа Рейнолдс Мастерская Рейнолдса. Серия портретов представителей английской знати, политических и военных деятелей, ученых, художников, артистов. Парадные портреты. Рейнолдс как теоретик искусства. Томас Гейнсборо – выдающийся мастер портретной живописи и крупнейший пейзажист Англии XVIII века. Портреты представителей высших слоев общества, семейные портреты. Гейнсборо как пейзажист. Сочетание портретного жанра с пейзажем. Портретное творчество Рейнолдса и Гейнсборо как отражение двух тенденций художественного мышления эпохи Просвещения — рационалистического и эмоционально-романтического.