Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
Изменение политической и социокультурной ситуации в Европе. Новая картина мира. Расцвет философского и естественнонаучного знания. Динамизм и конфликтность общественного бытия. Развитие буржуазной культуры – культуры Нового времени. Особенности художественного мировидения. Индивидуализация художественного творчества. Основные художественные направления и их эстетические принципы. Барокко. Классицизм. Реализм. Национальные модификации художественных направлений в культуре европейских стран.
Изобразительное искусство Италии XVII века
Архитектура и скульптура. Ведущая роль архитектуры. Церковное и дворцовое строительство. Городские ансамбли, загородные виллы, садово-парковые ансамбли. Стремление к грандиозности масштабов и декоративности. Синтез искусств. Особенности художественного языка: повышенная эмоциональность, напряженность и патетика, динамичность, живописные тенденции, стремление к преодолению замкнутости в трактовке пространства.
Развитие римского барокко. Приемы композиции. Сложность пространственных решений. Отношение к ордерам. Орнаментация. Декоративная скульптура и живопись в постройках эпохи барокко. Период расцвета римского барокко. Крупнейшие представители: (Ф. Борромини, Д. Л. Бернини).
Живопись. Болонская Академия и ее значение для развития европейских художественных академий. Отношение академии к искусству высокого Возрождения и античности. Нормативность и эклектичность как характерные черты академического искусства. Творчество художников-академистов (А. Карраччи и др.).
Художественная концепция Микеланджело да Караваджо. Значение творчества Караваджо для развития европейской живописи. Караваджизм.
Творчество Л. Джордано, Д.М. Креспи и др.
Изобразительное искусство Испании XVII века
Живопись. Испанские живописные школы. Сложение реалистического направления. Живопись "бодегонес". Д. Веласкес – крупнейший мастер европейского реализма. Бытовые жанры в творчестве Веласкеса. Реалистическое толкование мифологических сюжетов. Исторический и портретный жанры в живописи Веласкеса. Живописное мастерство Веласкеса. Веласкес и развитие реалистического искусства. Творчество Х. Риберы; Ф. Сурбарана (религиозная живопись, портрет, натюрморт); Б.Э. Мурильо (жанровые картины, религиозные сюжеты).
Изобразительное искусство Фландрии XVII века
Питер Пауль Рубенс – глава фламандской школы живописи и крупнейший деятель европейского искусства. Портретное и религиозно-мифологическое искусство в творчестве Рубенса. Историческая живопись Декоративные композиции. Жанровые сюжеты в поздний период творчества. Рубенс как пейзажист. Роль Рубенса в развитии графического искусства. Школа Рубенса.
Антонис Ван Дейк. Портретное искусство. Религиозная тематика в живописи. Ван Дейк как мастер рисунка и офортист. Творчество фламандских жанристов XVII века: Якоб Йорданс, Адриан Броувер, Франс Снейдерс, Давид Тенирс Младший.
Изобразительное искусство Голландии XVII века
Голландская живопись первой трети XVII века. Формирование школы национального реалистического пейзажа. (X. Аверкамп, Э. ван дер Вельде). Утрехтские последователи Караваджо (Х. Хонтхорст, X. Тербрюгген): их значение в развитии голландского искусства. Развитие жанра натюрморта (Ван Альст, П. Клас, В. Хеда). Библейская историческая живопись (П. Ластман). Развитие комнатной живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт. Ф. Халс: портретная и жанровая живопись. «Малые голландцы». Расцвет голландской бытовой живописи: А. ван Остаде, Я. Стен, П. де Хох, Г. Терборх, Г. Метсю. Творчество Я. Вермера Делфтского: особенности художественного языка; образ человека и предметного мира в его живописи. Голландская пейзажная живопись второй половины XVII века: Я. ван Рёйсдал.
Рембрандт. Творчество Рембрандта как высшее достижение голландского искусства. Роль Рембрандта в развитии жанров живописи. Портретное творчество и композиции на религиозно-мифологические сюжеты. Автопортреты художника. Особенности живописного языка Рембрандта. Значение Рембрандта для европейского искусства.
Изобразительное искусство Франции XVII века
Архитектура Франции XVII века. Городское жилое строительство. Барокко во французской архитектуре XVII века. Франсуа Мансар: начала французского классицизма XVII века. Архитектура Франции второй половины XVII века. Стиль Людовика XIV. Создание академий архитектуры в Париже и Риме. Теоретические работы зодчих К. Перро и Ф. Блонделя. Дворцовое и парковое строительство: строгость построения основных объемов при большой пышности внутренних интерьеров. Версальский дворцовый ансамбль (Луи Лево, Жюля Ардуэна-Мансара, Шарля Лебрена, Андре Ленотр). Архитектура и садово-парковое искусство. Синтез искусств. Крупнейшие мастера архитектуры конца XVII века. (Жюль Ардуэн-Мансар).
Живопись. Классицизм. Никола Пуссен – главный представитель классицизма. Влияние античности, Рафаэля, римского академизма, Тициана на формирование художественного языка Пуссена. Рационализм и реалистическая основа в творчестве Пуссена. Поиски гармонии и героизма. Картины на мифологические и литературные темы. Проблема героического пейзажа.
Клод Лоррен – мастер классицистического и романтического пейзажа. Создание нового жанра пейзажа в «итало-французской» живописи. Поэтический пейзаж. Характер композиции в живописи Лоррена.
Творчество Жоржа де Латура, С.Вуэ, бр. Ленен.
Общая характеристика западноевропейского искусства XVIII века
Просвещение как общеевропейское идейное движение. Ориентация на естественнонаучное и рациональное мышление. Идеи «естественного порядка вещей» и «естественного человека».
Просветительские идеи в искусстве. Искусство как средство нравственного совершенствования человека. Идеи просвещения и эстетика классицизма. Девиз эпохи: «живопись и поэзия – сестры». Стилевые особенности основных художественных направлений эпохи (классицизм, барокко, рококо, реализм, сентиментализм) и их проявление в различных видах искусств: архитектура, садово-парковое искусство, живопись, декоративно-прикладное искусство.
Изобразительное искусство Италии XVIII века
Ведущие представители западноевропейского искусства XVIII века. Североитальянские живописцы первой половины XVIII века: А. Маньяско, Д. М. Креспи. Барокко в Венеции. Общий характер венецианской живописи в XVIII столетии.
Джованни Баттиста Тьеполо – один из крупнейших живописцев XVIII века. Росписи Тьеполо как заключительная фаза развития итальянской монументально-декоративной живописи. Станковые картины мастера. Тьеполо – портретист, график, офортист. Школа Тьеполо. Венецианская портретная живопись XVIII века. Венецианская "Ведута". Каналетто и Франческо Гварди – ведущие живописцы Венеции. Фигурные композиции и пейзажи. Гварди как рисовальщик. Творчество Бернардо Белотто.
Изобразительное искусство Франции XVIII века
Влияние фламандского и голландского искусства. Академические живописцы начала века. Портретисты. Антуан Ватто – крупнейший французский художник. Ранние жанровые и военные картины. Театральные сцены в творчестве Ватто. Ватто как мастер изображения «галантных празднеств». Роль Ватто в развитии пейзажного жанра. Значение Ватто в развитии рисунка как самостоятельного вида в искусстве XVIII века. Мастера круга Ватто: Н. Ланкре.
Французская живопись середины XVIII века. Роль Академии живописи и скульптуры. Французская Академия в Риме. Выставки. Развитие художественной критики. Развитие коллекционирования. Историческая и декоративная живопись. Жан-Батист Симеон Шарден: натюрморты, жанровые композиции, портреты, мастер пастельной живописи.
Французская скульптура: представители французского классицизма, скульпторы (Ж. Б. Лемуан, Э. М. Фальконе). Ж.-А. Гудон – крупнейший мастер портрета во французской скульптуре.
Художники второй половины XVIII века. Ж. Б. Грез и сентиментально-морализирующее направление в живописи. О. Фрагонар: Жанровые картины и пейзажи. Французские пейзажисты: Гюбер Робер. Робер и садово-парковое искусство. Художественная критика Д. Дидро в области изобразительного искусства ("Салоны").
Изобразительное искусство Англии XVIII века
Становление и расцвет английской национальной живописи в XVIII веке. Уильям Хогарт. Критический и сатирический реализм в живописи Хогарта. Жанровые картины и гравюры. Хогарт как портретист.
Формирование и расцвет английской портретной школы XVIII века. Джошуа Рейнолдс Мастерская Рейнолдса. Серия портретов представителей английской знати, политических и военных деятелей, ученых, художников, артистов. Парадные портреты. Рейнолдс как теоретик искусства. Томас Гейнсборо – выдающийся мастер портретной живописи и крупнейший пейзажист Англии XVIII века. Портреты представителей высших слоев общества, семейные портреты. Гейнсборо как пейзажист. Сочетание портретного жанра с пейзажем. Портретное творчество Рейнолдса и Гейнсборо как отражение двух тенденций художественного мышления эпохи Просвещения — рационалистического и эмоционально-романтического.
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы