logo
История искусств

Тема 9. Театр хх в.

Французская интеллектуальная драма 30-40-х гг. Жан Жироду (1882-1944) - один из крупнейших французских драматургов, принадлежащих к поколению писателей, появившихся после первой мировой войны. Художник природной жизненной силы, яркого остроумия, мастер метафор. Культ диалога в драме, блистательного и благородного слова. В предисловии к пьесе “Парижский экспромт” - театр добьется своего, если сохранит “свое благородство, сутью которого является слово, и свою честь, сутью которой является слово”.

Его драматургия: “Зигфрид” (1928), “Амфитриан 38” (1929), “Содом и Гоморра” (1943). Самая известная пьеса, прошедшая по сценам мира, в том числе и России - “Троянской войны не будет” (1935). Один из лучших режиссеров-постановщиков пьес Жироду - Луи Жуве, поставивший все пьесы драматурга. Противопоставление буржуазно-мещанской обыденности наступающему фашистскому варварству гуманистических ценностей культуры.

Альбер Камю (1913-1960). Влияние философии Платона, Августина, Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера и Шестова. Связь со среднеземноморской культурой, с ее представлениями о гармонии. Влияние Ф. Достоевского и Л. Толстого. Внимание к современникам - Мальро, Сент-Экзюпери, Сартру. Тенденции экзистенциализма, связанные не с мерзостями жизни, а с мыслью о величии личности, не способной найти связь с прекрасным, но равнодушным миром. Ощущение абсурдности итогов благих намерений и действий человека, противоречие между затратой целенаправленной активности и нулевым результатом. Активная позиция Камю как сторонника социальной справедливости, не приемлющего нищету, голод, разрушение традиционных моральных ценностей (“Чума”, “Праведные”, “Бунтующий человек”, “Падение”, “Изгнание из царства”). Драматургия Камю: “Калигула” (1938), “Недоразумение” (1943), “Осадное положение” (1948), “Справедливые” (1949). Связь “Калигулы” и “Недоразумения” с проблематикой таких произведений Камю как “Посторонний” и “Миф о Сизифе”. Богатая сценическая судьба “Калигулы”, в которой рассмотрены проблемы свободы, внутреннего краха и саморазрушения личности. Калигула - Жерар Филип.

Жан Поль Сартр (1905-1980) - французский философ, писатель, драматург. Участник движения Сопротивления в годы второй мировой войны. Отражение в драматургии проблематики философии экзистенциализма, одним из наиболее видных теоретиков которой он является. Противник коллаборационизма, колониализма, расизма, участник движения сторонников мира.

Пьеса “Мухи” (1943, Парижский городской театр, режиссер Ш. Дюллен) - современный вариант “Орестеи” Эсхила. Проблема выбора идеи новой морали, включающей в себя принцип сопротивления злу насилием. Трагический фарс “За закрытыми дверями” (1944, театр “Вьё каламбье”), идеи тотального зла, носителем которого являются люди, выступающие в роли палачей другого (“Палач и жертва”).

Заданность заранее сконструированной драматургом ситуации, наличие “агона”, интеллектуального диспута-диалога.

Жан Ануй (1910-1987). Начало литературной деятельности - пьеса “Горностай” (1932; театр “Творчество”). Социальная проблематика, комедийно-сатирические тенденции в пьесах “Бал воров” (1932; Театр искусств - 1938), “Дикарка” (1934), “Ужин в Санлисе” (1937; театр “Ателье” - 1941). Оригинальные вариации на темы античных трагедий - “Эвридика” (1939; театр “Ателье” - 1941), “Медея” (1946; театр “Ателье” - 1953). Наиболее значительная - “Антигона” (1943; театр “Ателье”). Прославление человеческого подвига - “Жанна д’Арк”. Преобладающее значение диалога. Ведущая роль слова, отвечающая исконной традиции французского театра. Критическое отношение к насилию, в том числе и революционному (“Бедняга Битос”, 1956, театр “Монпарнас”), пародия на образ Робеспьера. Среди пьес на исторические сюжеты: “Маленькая госпожа Мольер” (1959, театр “Одеон”), “Беккет, или Честь божья” (1959, театр “Монпарнас”). Популярность Ануя на многих сценах Европы, Америки, России.

Театр абсурда. Ведущие представители - Эжен Ионеско (1912-1994), Сэмюэль Беккет (р. 1906).

Истоки понятия “абсурда” (логический тупик, известный древнегреческим философам, средневековым богословам). Элементы абсурда в отдельных театральных драмах до возникновения течения театра абсурда в 50-х годах (Аристофан, Плавт, средневековый театр, комедия дель арте, Жарри, Аполлинер; в России - Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов). В философии - С. Кьеркегор, Л. Шестов, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю.

Книга М. Эсслина “Театр абсурда” (1961). Классификация “стратегий” абсурда (П. Пави) как структурного принципа отражения вселенского хаоса, как сатирическое парадоксальное изображение действительности в гротесковой драме.

Знаменитые пьесы: “Носорог” Э. Ионеско, постановка Ж.-Л. Борро (1960), “В ожидании Годо” Беккета. Абсурдисты на российской сцене (до 80-90-х годов).

"Комеди Франсез” - ведущий театр Франции. Сохранение и развитие классических традиций французской сцены. Постановка пьес Корнеля, Расина, Мольера, Мариво, Мюссе, Бомарше. Близость актеров принципам творчества Коклена. Высокое профессиональное мастерство. Лаконизм и минимализм сценографии. Гастроли в России в 1954 г.

Театральная деятельность Шарля Дюллена (1885-1949). Организация им театра “Ателье”. Спектакли “Вольпоне”, “Архипелаг Ленуар”, “Мухи”. Педагогическая деятельность Дюллена.

Театральная деятельность Луи Жуве (1887-1951). Создание им театра “Атеней”. Спектакли Жуве по пьесам Жироду: “Зигфрид”, “Троянской войны не будет” и др. Утверждение принципов “интеллектуального театра”.

Театральная деятельность Гастона Бати (1885-1952). Театры “Химера”, “Монпарнас-Бати”. Спектакли с участием Маргерит Жамуа “Мадам Бовари”, “Преступление и наказание” и др.

Театральная деятельность Жоржа (1885-1938) и Людмилы (1895-1951) Питоевых. Их спектакли по пьесам Чехова, Пиранделло и др. Традиции русского театра на французской сцене. Актерское искусство Жоржа и Людмилы Питоевых.

Организаторские принципы объединения “Картель четырех” (Дюллен, Жуве, Бати, Питоев; 1926).

Жак Копо (1879-1949) - французский режиссер, актер, театральный деятель. Основание в 1913 году Театра Старой Голубятни. Манифест-программа выступлений театрального искусства против пошлости коммерческого театра (“необузданная индустриализация, которая с каждым днем все циничнее снижает французский театр и отвращает от него культурную часть зрителей; захват большинства театров горсточкой развлекателей, состоящих на жаловании у потерявших честь торгашей…”). Стремление к созданию философского поэтического спектакля, глубоко раскрывающего жизнь человеческого духа. Детерминизация сценического пространства. Студийная атмосфера творчества.

Антонен Арто (1896-1948). Эстетическая концепция Арто, включающая в себя отношение к развитию культуры и роли театра в культуре ХХ века.

Расширение смысловых возможностей театра через включение пространства, света, вещей на сцене. Поиски актерской психотехники. Книга Арто “Театр и его двойник” (1938). Значение исканий Арто для современного театра.

Жан Вилар (1912-1971). Деятельность в Национальном народном театре. Современное прочтение классики. Образность и лаконизм выразительных средств. Дематериализация сценического пространства. “Сид” Корнеля. “Мария Тюдор” В. Гюго. Актеры в спектаклях Жана Вилара - Мария Казарес (р. 1922), Жерар Филип (1922-1958).