logo
История искусств

Немецкий театр XIX в.

Драматургия Людвика Тика (1773-1853). Театральные сказки Л. Тика (“Кот в сапогах”, 1797), сочетание пародийных, сатирических элементов и игры со зрительным залом (“Театр в театре”).

Драматургия Генриха фон Клейста (1777-1811) - одного из крупнейших романтиков, чья драматургия входит в репертуар театра ХХ века. Первая пьеса “Семейство Шлиффенштейн” (1803), предвосхищающая “драму рока”. “Кетхен из Гейльбронна” (1808). Поэтизация женского образа, его сословно-ограниченная трактовка, тенденции мистики и фантастики. Обращение к античной мифологии (“Пентесилея”, 1805). Отражение иррациональных тенденций в творчестве, стремление к изображению страстей, не контролируемых разумом. “Разбитый кувшин” (1906) - реалистическая комедия из народной жизни, сочетающая добрый юмор с элементами социальной сатиры. Последняя драма Генриха фон Клейста “Принц Фридрих Гомбургский” (1810, изд. в 1821). Утверждение идей государства как высшей ценности и, в частности, прусской воинской дисциплины, вступающей в противоречие с яркой человеческой индивидуальностью, с ее свободой выбора.

Наследие Генриха фон Клейста - предмет острой идейной борьбы: в нем одни нередко акцентируют внимание на ярко выраженной национальной идее, другие - на патологических элементах изображенных страстей, в чем считают фон Клейста предшественником современной модернистской драмы.

Георг Бюхнер (1813-1937) - драматург, выражающий революционные идеи немецкого общества 1830-х годов. Деятельность Г. Бюхнера как выразителя идей крестьянской революции. Драма “Смерть Дантона” (1835) - тема трагической разобщенности народа и интеллигенции. Незаконченная драма “Войцек”. Тема нравственного падения личности под влиянием окружающей действительности. Обращение к ней современного театра.

Карл Гуцков (1811-1878). Трагедия “Уриэль Акоста” (1847). Тема борьбы личности с косностью мысли и фанатизмом во имя свободы человеческого духа. Широкое бытование трагедии в репертуаре отечественного театра.

Творчество Людвига Девриента (1784-1832) - ведущего актера немецкого романтизма. Мотивы социального протеста в ролях. Стихийная эмоциональность в содержании образов. Тенденции интуитивного переживания ролей. Мотивы бессилия личности перед идеями и лицом филистерства. Шекспировские роли.

Герхард Гауптман (1862-1946) - выдающийся драматург Германии конца XIX - начала ХХ в. Отражение противоречий немецкой буржуазной интеллигенции. Тенденции натурализма, пессимизма, идея биологической наследственности в ранних драмах: “Перед восходом солнца” (1889), “Праздник примирения” (1890). Социальная драма “Ткачи” (1892). Переход к символической драме - “Ганнеле” (1903) и др.

Драматургия Гауптмана первой трети ХХ в. “Перед заходом солнца” (1932). Высочайший гуманизм произведения. Критический характер, глубокий психологизм в изображении человеческих отношений. Б. Сушкевич, Н. Симонов в роли М. Клаузена - высочайшие актерские достижения в интерпретации знаменитой драмы Гауптмана.