logo
История искусств

Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры

Древнерусский театр. Народные истоки. Театрально-игровые элементы в древнеславянских языческих обрядах.

Скоморохи — первые профессиональные актеры. Соединение в их творчестве повествования, драматического действия, музыкального искусства, кукольного представления, игры масок, цирковых номеров. М. Горький о скоморошестве.

Отрицательное отношение к искусству скоморохов православной церкви и светской власти (XVII век). Указ 1642 г. о запрете скоморошьих представлений.

Устная народная драма. Драмы “Лодка”, “Барин”. Сведения об их представлениях. Дальнейшее формирование в XVII веке русской нации, культуры.

Придворный театр европейского типа Алексея Михайловича (1645—1676) в с. Преображенское (Комедийная хоромина) и в Кремле (Комедийная палата) — 1672—1676 гг. Боярин Артамон Матвеев (1625—1682). Пастор Иоганн Грегори (1631—1675) — автор первой светской пьесы XVII века “Комедия об Есфири, или Артаксерксово действо”. Репертуар театра. Зрители. Положение русских актеров.

Школьный театр в конце XVII — первой четверти XVIII века. Театр Киевской духовной академии и Славяно-греко-латинской академии в Москве. Симеон Полоцкий (1629—1680) — основатель школьного театра в России. Феофан Прокопович (1681—1736) — создатель школьной драмы XVIII века.

Учреждение Петром I первого государственного публичного театра (1702). Постройка Комедиальной хоромины на Красной площади в Москве. Труппа И. Х. Кунста — О. Фюрста, “Русские ребята” в труппе. Репуртуар. Ренессансные черты в эстетике представлений. Закрытие театра в 1706 г. Театр царевны Натальи Алексеевны — первый публичный театр в Санкт-Петербурге (1714—1716).

Любительский театр в первой четверти XVIII века. Театры “охочих комедиантов”.

Русский классицизм. А. П. Сумароков (1717—1777) — создатель драматургии русского классицизма, репертуара для рождающегося национального театра. Патриотические трагедии Сумарокова. “Димитрий Самозванец”. Театр кадетов, его репертуар, авторы, актеры.

Ярославский любительский, затем профессиональный общедоступный городской театр Ф. Г. Волкова (с 1750 г.). Постановки трагедий Сумарокова, школьных драм. Переезд ярославцев в Петербург. Обучение актеров в Сухопутном Шляхетном корпусе под руководством А. П. Сумарокова.

Учреждение 30 августа 1756 года первого постоянного государственного публичного театра на основе труппы Волкова. Классицистские спектакли театра. Формирование профессиональной актерской школы.

Ф. Г. Волков (1729—1763) — отец русского театра. Диапазон его художественных дарований. Особенности игры Волкова. Участие Волкова в подготовке уличного маскарада “Торжествующая Минерва”.

И. А. Дмитревский (1734—1821) — актер и режиссер. Просветительские взгляды И. А. Дмитревского. Педагогическая и организационная деятельность в области театра. Первая постановка комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” (1779) с участием Дмитревского.

Я. Д. Шумский (умер в 1812 г.). Другие актеры театра. Сентиментализм и русская “слезная комедия” — М. М. Херасков, В. И. Лукин. Комическая опера и новые театральные жанры в русском театре последней трети XVIII века. В. П. Померанцев (1736—1809), П. А. Плавильщиков (1760—1812), Я. Е. Шушерин (1753—1813), А. М. Крутицкий (1754—1803), С. Н. Сандунов (1756—1820) — театральные знаменитости, крупнейшие актеры эпохи.

Екатерина II (1762—1796) и отечественная театральная культура второй половины XVIII века. Театральная жизнь Санкт-Петербурга и Москвы.

Учреждение специального комитета для управления театральными зрелищами и музыкой (1783). Открытие Большого Каменного театра в Петербурге. Эрмитажный придворный театр.

Принципы оформления спектаклей различных жанров. Театральные художники Д. Валериани и П. Гонзаго. Русские театральные художники. Театральный костюм. Грим.

Частные антрепризы К. Книппера в Санкт-Петербурге (Театр на Царицыном Лугу, с 1771 г.); Вольный Российский театр (1779—1783) и М. Медокса в Москве на правах частного Петровского театра (1780—1805).

Расцвет крепостного (домового и усадебного) театра на рубеже XVIII—XIX веков.