logo
История искусств

Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения

Возрождение - эпоха новых музыкальных свершений. Новые идеи, новые образы в искусстве. Усиление светского начала. Значение народно-песенного творчества и его роль в творчестве профессиональном.

Усовершенствование нотации. Изобретение нотопечатания, способствующего распространению профессиональной музыки.

Новый этап в становлении музыкального образования - появление метриз, певческих школ-интернатов, где обучение широкому кругу дисциплин способствовало формированию музыканта нового типа.

Формирование национальных школ мастерства, складывающихся в наиболее крупных центрах городской музыкальной культуры. Итальянская (флорентийская, венецианская, римская), нидерландская, английская, испанская, немецкая, славянская школы. Влияние народного искусства на особенности этих школ.

Утверждение полифонического стиля письма. Эпоха вокально-хоровой полифонии. Имитация - ведущий прием музыкального развития. Новый характер интонационно-методического развития. Влияние песенной мелодики на жанры церковной музыки. Проникновение светских и народных мелодий в церковную музыку в качестве cantus'a firmus'a.

Ведущие жанры вокально-хоровой музыки: месса, мотет, многоголосная полифоническая песня.

Начало самостоятельного развития инструментальной музыки. Опора на смычковые инструменты (виола, скрипка). Расширение выразительных возможностей клавишных инструментов (орган, клавикорд, клавесин). Лютня - один из наиболее распространенных в быту инструментов.

Усиление связи музыки с текстом. Становление мажоро-минорной системы и элементов гомофонного склада, подготавливающих рождение оперы, оратории, кантаты.

Эпоха Возрождения - новый этап в развитии музыкально-теоретической и эстетической мысли, переходящей от средневековой схоластики и умозрительности к обобщению живой музыкальной практики, стремлению осмыслить ее закономерности.

Расцвет полифонии в XV-XVIвв. приводит к необходимости изучить ее основы.

Просдоцимус - “Трактат о контрапункте”. Осознание терций и секст как консонансов. Критерий красоты звучания.

И. Тинкторис - фламандец, живший в Неаполе. Создание научно-педагогической системы изучения основ теории музыки. Создание первого в мире музыкального словаря.

Глареан - швейцарский поэт, филолог, музыкальный теоретик. Значение его трудов в области теории музыки. Обоснование мажорного и минорного ладов. Роль его трудов в развитии гармонического мышления в европейской музыке.

Царлино - венецианский философ, математик, музыкальный ученый. Опора на античных авторов (Пифагора, Птолемея, Аристотеля). Понятие эстетического наслаждения, красоты в музыке. Сочетание эстетического и этического. Облагораживающее воздействие музыки. Требование согласования в музыкальном искусстве теории и практики. Значение ведущей роли текста в музыке, их неразрывная связь. Утверждение “гегемонии мажора” в музыкальной теории.

Винченцо Галилей - ученик Царлино. Требование простоты и естественности пения. Уважение к народному искусству. Интерес к приемам ораторской речи и их воплощению в музыке. Ориентация на искусство широких демократических слоев населения.