logo
История искусств

Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)

Почва, среда, атмосфера Серебряного века.

А. П. Чехов (1860—1904) и театр. Начало новой эпохи в драматургии и театре. Эволюция принципов реализма и психологизма драмы и театра XIX века. Глубоко реалистическое отражение нового этапа русской жизни, социальной действительности конца XIX века. Новаторство в драматургии. Сложное сочетание правдоподобия и метафоричности. Внутренняя музыкальность.

Проблема жанра чеховских пьес.

Идейный мир и художественные особенности пьес “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад”.

Комедии-шутки “Медведь” и “Предложение”. Драматизм и сатиричность в пьесах “Свадьба”, “О вреде табака”.

Невозможность традиционного театрального воплощения пьес Чехова.

А. П. Чехов о современном ему театре (по письмам, рассказам и пьесам).

Восприятие драматургии Чехова его современниками.

М. Горький (1868—1936) и театр начала ХХ века. Новый этап в развитии русской драмы. Связь писателя с демократическими и революционными кругами русского общества.

Идейные и художественные особенности первых пьес: “Мещане”, “На дне”.

Цикл пьес об интеллигенции: “Дачники”, “Дети солнца”, “Варвары”.

К. С. Станиславский (1863—1938) и В. И. Немирович-Данченко (1858—1943) — основатели Московского Художественного театра; их искания перед открытием МХТ.

Открытие Московского Художественного театра (1898). Постановка пьесы А. К. Толстого “Царь Федор Иоаннович”. Связь творческих принципов нового театра с передовыми идеями в литературе и искусстве.

Режиссерская реформа. Работа над созданием спектакля как художественно-целостной системы. Внедрение поэтапного репетиционного процесса. Ориентация на высокохудожественный репертуар. Образное решение сценического пространства. Новый метод решения народных сцен. Создание актерского ансамбля. Этика свободного коллективного служения искусству. В. А. Симов — театральный художник нового типа.

Постановки К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко пьес Чехова: “Чайка” (1898), “Дядя Ваня” (1899), “Три сестры” (1901), “Вишневый сад” (1904), “Иванов” (1904). Линия “интуиции и чувства”. Новый тип спектакля. Значение подтекста, сценической атмосферы. Сложность психологического рисунка действия. Методы работы над спектаклями.

Общественно-политическая линия в Московском Художественном театре: “Доктор Штокман” (1900) Ибсена; “Мещане”, “На дне” (1902), “Дети солнца” (1905) Горького.

Историко-бытовая линия постановок: “Власть тьмы” (1902) Л. Толстого, “Юлий Цезарь” (1903) Шекспира.

Первое поколение актеров Художественного театра: М. П. Лилина, О. Л. Книппер-Чехова, К. С. Станиславский, И. М. Москвин, В. И. Качалов, В. Э. Мейерхольд, Л. М. Леонидов, В. В. Лужский, А. Р. Артем, М. М. Тарханов, М. Л. Роксанова, М. Н. Германова.

К. С. Станиславский — педагог. Выявление объективных законов творчества актера.

Основание К. С. Станиславским и В. Э. Мейерхольдом Экспериментальной студии на Поварской улице (1905).

В. Ф. Комиссаржевская (1864—1910) — крупнейшая актриса начала века. Отказ от бытового прочтения ролей, романтическая обобщенность образов, элементы импрессионизма в искусстве актрисы.

Комиссаржевская в Александринском театре. Роли Ларисы (“Бесприданница” Островского), Нины Заречной (“Чайка” Чехова), Маргариты (“Фауст” Гете). Театр В. Ф. Комиссаржевской в Пассаже (1904—1906). Программа театра. Современность репертуара. Постановки пьес Горького, европейской новой драмы. Роли Комиссаржевской в ее театре: Варвара Михайловна (“Дачники” Горького), Лиза (“Дети солнца” Горького), Нора (“Кукольный дом” Ибсена).

Театр В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской улице (1906—1909). Новый тип актрисы и героини русской сцены: Е. Н. Рощина-Инсарова (1863—1971, после революции эмигрировала за границу), В. Л. Юренева (1876—1962).

В. Э. Мейерхольд (1874—1940) — выдающийся режиссер отечественного театра ХХ века. Мейерхольд — актер МХТ. Уход из МХТ и поиски своего пути — Товарищество новой драмы. Эксперименты в сфере символистской драмы и театра. Идеи “неподвижного театра”. Новый этап поисков на сцене театра В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской улице (1906—1907). Идея “условности, обобщения, символа” и принцип “стилизации” в постановках Мейерхольда. Новые роли Комиссаржевской в “новой драме” — Гедда Габлер (одноименная пьеса Ибсена), сестра Беатриса (одноименная пьеса Метерлинка). Мейерхольд и Комиссаржевская.

Мейерхольд и театр-башня Вячеслава Иванова.

Символизм в драматургии и театре.

Драматургия А. А. Блока (1880—1921). Лирическая трилогия “Балаганчик”, “Незнакомка”, “Король на площади”. Идейный мир пьес. Общественные, философские, литературные, исторические мотивы. Нравственные искания человека 1900—1910-х годов в основе пьес. Блок и символизм. Художественные средства Блока-драматурга. Постановки “Балаганчика” (1906, театр В. Ф. Комиссаржевской), “Балаганчика” и “Незнакомки” (1914, зал Тенишевского училища) Мейерхольдом.

Л. Н. Андреев (1871—1919) — “король театра”, один из самых популярных драматургов 1900—1910-х годов. Обращение к философским темам, миру подсознания, предчувствия, психологической дисгармонии. “К звездам”, “Савва”, “Царь Голод” — драмы, запрещенные к исполнению в театре цензурой.

Жизнь человека” (1907) в постановке Мейерхольда (театр В. Ф. Комиссаржевской) и Станиславского (МХТ) — значительный этап в развитии символистского театра. Нравственные искания человека и бессмысленность существования, зыбкость человеческого сознания и мощь темных иррациональных сил в “Анатеме” и “Черных масках” — обе в 1909 году. Андреев — художественный руководитель Нового драматического театра в Петербурге (1909—1911). “Дни нашей жизни” в Новом театре. Художественные особенности драматургии Андреева.

Театр между двумя революциями (1907—1917). Кризис общественного сознания.

Постановки Мейерхольда на сцене Александринского театра: “Дон-Жуан” Мольера (1910), “Гроза” Островского (1916), “Маскарад” Лермонтова (1917). Доктор Дапертутто и журнал “Любовь к трем апельсинам”. Студийные эксперименты Мейерхольда. Студия на Бородинской.

На сцене Художественного театра — драмы Л. Н. Андреева; “Синяя птица” М. Метерлинка; “Гамлет” в постановке Г. Крэга, К. С. Станиславского и Л. А. Сулержицкого; “Братья Карамазовы”, “Николай Ставрогин”, “Село Степанчиково и его обитатели” по произведениям Ф. М. Достоевского. Новые черты искусства Художественного театра.

Студийные коллективы 1910-х годов.

Создание Первой студии Художественного театра (1913). Театральные эксперименты Л. А. Сулержицкого и Е. Б. Вахтангова.

Открытие Камерного театра (1914). Творческая программа А. Я. Таирова.

Положение в императорских театрах накануне революции.

Знаменитые петербургские театры конца XIX — начала ХХ века: Театр литературно-художественного общества (Суворинский, с 1914 — Театр А. С. Суворина) — самая долговременная частная антреприза в Петербурге. Н. Н. Евреинов и спектакли Старинного театра (1907—1908; 1911—1912). Актриса и директриса З. В. Холмская, критик А. Р. Кугель и театр “Кривое зеркало” (1908—1918; с 1910 по 1916 г. главный режиссер Н. Н. Евреинов).