logo
История искусств

Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг

Особенности становления и развития скандинавских стран. Новая драма ХХ в.

Генрик Ибсен (1828-1906) - крупнейший драматург второй половины XIX столетия, синтезировавший идеи театра и драмы предшествовавших периодов; этапы его жизни и творчества. Общая характеристика. Соединение романтического, реалистического и символического художественных направлений в творчестве Ибсена. Сближение “театральной пьесы” с художественной литературой, ее высшими достижениями. Постановочная деятельность Г. Ибсена.

Историко-легендарная и философская драматургия 1850-1860-х годов. Г. Ибсен - руководитель Норвежского национального театра в Христиании (Осло). Образы древних былинных богатырей - “Северные богатыри” (1858). Обычаи и нравы древней Норвегии: “Праздник в Сольхаузе” (1856), “Борьба за престол” (1854).

"Бранд” (1866). Противопоставление “негероическому миру филистеров” порывов одинокого борца за правду - пастора Бранда; его гибель.

"Пер Гюнт” (1867). Путь героя. Столкновение с “великой кривой”; превращение в одного из представителей хищнического мира буржуазных отношений. Возвращение на родину. Прибежище у Сольвейг - единственная ценность, которую сумел, сам не зная того, создать Пер Гюнт во время своих блужданий за богатством и властью.

Социально-аналитическая драматургия Ибсена (1870-1880), развертывающая острую критику буржуазного общества: “Столпы общества” (1877), “Кукольный дом” (1879), “Привидение” (1881), “Враг народа” (Доктор Штокман) (1882). Критика филистерской морали и убогих “добродетелей” буржуа. Нора - Э. Дузе, В. Комиссаржевская. Доктор Штокман - К. С. Станиславский. “Дикая утка” (1884). Драматургия Ибсена второй половины 80-х-90-е годы. “Расмерсхольм” (1886).

Обращение к переживаниям отдельного человека, проблема самосовершенствования человеческой личности. Мистический пессимизм - “Гедда Геблер” (1890). “Строитель Сольнес” (1892), “Когда мы мертвые пробуждаемся” (1895) - печальный и суровый итог творчества Ибсена.

Август Стриндберг (1848-1912). Общая характеристика творчества. Тенденции натурализма: роман “Красная комната” (1878). Реалистическое изображение действительности в первом драматическом произведении “Мастер Улов” (1872). Связь со Свободным театром Антуана, поставившего социально-психологическую пьесу Стриндберга “Графиня Юлия” (“Фрекен Жюли”). Тенденции импрессионизма.

Исторические пьесы Стриндберга и их эволюция. “Эрик XIV” (1898). Философско-символические пьесы Стриндберга. “Пляска Смерти”. Режиссерская работа Стриндберга в основанных им театрах “Экспериментальная сцена” (1889) и “Интимный театр” в Стокгольме (1907-1910).