logo
История искусств

Тема 4. Искусство Китая

Эпоха империи Тан (618-907). Окончательное объединение Китая. Начало расцвета китайского искусства.

Живопись. Виды живописи. Категории. Основные принципы китайской живописи этого периода. Танские портретные свитки. Янь Ли-бэнь. Северная школа живописи, Ли Сы-сюнь. Южная школа живописи, Ван Вэй. Жанр «цветы и птицы». Анималистический жанр. Мастера, работающие в этих жанрах.

Архитектура. Формирование столичных городов Лоянь и Чаньянь. Дворцовый комплекс. Пагоды. Виды пагод. Большая пагода диких гусей, Пагода белой лошади, Северная башня. Их различия и сходства. Индийские и буддийские прообразы.

Скульптура. Сюжеты Танской скульптуры. Монументальная скульптура. Будда Вайрачана. Погребальная пластика.

Эпоха Сун (960-1279). Живопись. Отличительные особенности живописи Сунского периода от периода империи Тан. Академия живописи. Крупнейшие мастера: Цуй Бо, Ма Фынь, Чжао Чан, Ма Юань. Начало развития монохромной живописи. Го Си. Трактат о пейзаже. Сюй Даонин.

Архитектура. Дальнейшее развитие пагод. Трактат Ли Мин-чужуна «Метод архитектуры».

Скульптура. Развитие храмовой скульптуры. Статуя Локапала.

Влияние Чжурчженей на развитие скульптуры в Северном Китае.

Прикладное искусство. Керамические изделия. Типы.

XIII – XVI вв. Монгольское нашествие. Трансформирование Китайского искусства в результате нашествия.

Живопись. Ни Цзань, Чжао Мын-фу, Жэнь Жэньф как наиболее крупные живописцы XIV в. Период Мин. Развитие внешних сношений. Влияние на Китай. Мастера-отшельники как продолжатели южной школы живописи. Школа У. Ван Фу, У Чень.

Школа Чже. Дай Дзинь.

Архитектура. Новая столица — Пекин. Внешний город. Императорский город. Запретный город. Храм Неба. Пагода У-та-сы, Пагода красоты дракона. Погребальный комплекс минских императоров Шисань-мин (13 гробниц).

Прикладное искусство. Фарфор. Техника росписи. Лаковое производство.

XVII – XIX вв. Международные связи Китая. Отношения с Европой. Английская Ост-Индская компания, ее влияния в Китае.

Живопись. Ее упадок. Юнь Шоу-пин. Развитие гравюры. Жэнь Боняно. Цели и задачи художников в конце XIX в. Народные картины.

Архитектура. Храм Дун Хуан-Сы (Восточный желтый храм). Императорские дворцы около Пекина. Монастырь Би-юнь-сы (Монастырь зелено-голубых облаков).

Прикладное искусство. Типы фарфора. «Кэси». Изделия из камней. Резьба из рога и дерева.

Первая половина XX в. Художественные группировки в начале XX в. Школа Го-цуй (Школа драгоценного старого стиля). Ци Бай-ши. Школа Дяо-хэ-и-шу (Искусство смешанного стиля). Жю Пеон.

Архитектура. Китайский ренессанс.