logo
История искусств

Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы

Историческое значение творчества М. И. Глинки как основоположника русской классической композиторской школы. Особенности музыкального мышления композитора, художественного языка и эстетических воззрений. Своеобразный подход к музыкальной форме. Вариационность - важнейший принцип развития музыкального материала. История создания героико-эпической оперы “Жизнь за царя” и особенности ее музыкальной драматургии. Опера-сказка “Руслан и Людмила”. Симфонизация - важнейший метод развития музыкальных образов. Симфонические произведения Глинки. Особенности музыкальной формы “Камаринской”. Романсы и песни композитора, а также его инструментальная музыка.

Становление русского музыкального реализма. Развитие художественных традиций Глинки в творчестве А. С. Даргомыжского. Углубление психологического начала в музыкальных характеристиках. Развитие самобытного речитатива. Оперное творчество Даргомыжского. Музыкальная драматургия “Русалки”. Высочайшие художественные достижения композитора в области песенно-романсовых жанров: романсы-монологи, романсы-речитативные сцены.

Музыкальная жизнь России в 40-50 годах XIX века. Развитие концертной практики и музыкальной критики. Иностранные гастролеры и иностранные оперные труппы в России. Знакомство россиян с творчеством выдающихся западно-европейских композиторов. Композиторская и музыкально-критическая деятельность А. Н. Серова. Развитие музыкальных жанров и тематика русской музыки в 1860-1870 годах. Главные творческие направления в русской музыке этого времени. Композиторская, исполнительская и музыкально-общественная деятельность А. Г. Рубинштейна: опера “Демон” и фортепианные произведения. Основание первых российских консерваторий. М. А. Балакирев и формирование “могучей кучки”. Эстетические воззрения “кучкистов”. Критическая деятельность В. В. Стасова.

Композиторское наследие А. П. Бородина. Судьба оперы Бородина “Князь Игорь”. Симфоническое творчество композитора: 2-я симфония как образец русского эпического симфонизма. Романсы и песни Бородина. Важнейшие особенности творчества и музыкально-критической деятельности Ц. А. Кюи.

Историческое значение творчества М. П. Мусоргского и его влияние на развитие европейской музыкальной культуры. Новаторство музыкального мышления композитора. История создания и драматургия народной музыкальной драмы “Борис Годунов”. Основные образы оперы Мусоргского “Хованщина”. “Картинки с выставки” - выдающийся образец отечественной программной инструментальной музыки. Песни и романсы композитора.

Особенности русской музыкальной культуры в 1880-1890 годах. Творчество Н. А. Римского-Корсакова. Разнообразие жанров его опер. Музыкальная драматургия “Царской невесты”. Методы музыкального воплощения психологически углубленных образов. Опера-сказка “Снегурочка” и ее образы. Опера-сатира “Золотой петушок”. Симфоническое творчество композитора: красочность оркестровки в “Шехерезаде” и “Испанском каприччио”.

Особенности музыкального языка композитора и методов развития музыкального материала. Основные идеи творчества П. И. Чайковского. Оперы композитора: музыкальная драматургия “Пиковой дамы” и “Евгения Онегина”. Художественные идеи симфоний П. И. Чайковского. Музыкальные воплощения и преобразования трагических образов. Общее и различное в драматургии 4, 5 и 6 симфоний. Симфоническая фантазия “Ромео и Джульетта”. Образы “Манфреда”. Инструментальная музыка и романсы великого композитора.

Полифоническое мышление С. И. Танеева. Симфонии и кантата “Иоанн Дамаскин”. Творческое наследие А. К. Лядова, А. С. Аренского, В. С. Калинникова и А. К. Глазунова. Индивидуальность и своеобразие творчества каждого мастера.

Русская музыкальная культура конца XIX - начала ХХ вв.

Разнообразие художественных поисков. Эволюция музыкального мышления А. К. Скрябина: фортепианное и симфоническое творчество композитора (3-я симфония и симфонические поэмы). Вклад С. В. Рахманинова в мировую музыкальную культуру. Разнообразие жанров творчества композитора: фортепианные, симфонические и вокальные произведения.