Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
Историческое значение творчества М. И. Глинки как основоположника русской классической композиторской школы. Особенности музыкального мышления композитора, художественного языка и эстетических воззрений. Своеобразный подход к музыкальной форме. Вариационность - важнейший принцип развития музыкального материала. История создания героико-эпической оперы “Жизнь за царя” и особенности ее музыкальной драматургии. Опера-сказка “Руслан и Людмила”. Симфонизация - важнейший метод развития музыкальных образов. Симфонические произведения Глинки. Особенности музыкальной формы “Камаринской”. Романсы и песни композитора, а также его инструментальная музыка.
Становление русского музыкального реализма. Развитие художественных традиций Глинки в творчестве А. С. Даргомыжского. Углубление психологического начала в музыкальных характеристиках. Развитие самобытного речитатива. Оперное творчество Даргомыжского. Музыкальная драматургия “Русалки”. Высочайшие художественные достижения композитора в области песенно-романсовых жанров: романсы-монологи, романсы-речитативные сцены.
Музыкальная жизнь России в 40-50 годах XIX века. Развитие концертной практики и музыкальной критики. Иностранные гастролеры и иностранные оперные труппы в России. Знакомство россиян с творчеством выдающихся западно-европейских композиторов. Композиторская и музыкально-критическая деятельность А. Н. Серова. Развитие музыкальных жанров и тематика русской музыки в 1860-1870 годах. Главные творческие направления в русской музыке этого времени. Композиторская, исполнительская и музыкально-общественная деятельность А. Г. Рубинштейна: опера “Демон” и фортепианные произведения. Основание первых российских консерваторий. М. А. Балакирев и формирование “могучей кучки”. Эстетические воззрения “кучкистов”. Критическая деятельность В. В. Стасова.
Композиторское наследие А. П. Бородина. Судьба оперы Бородина “Князь Игорь”. Симфоническое творчество композитора: 2-я симфония как образец русского эпического симфонизма. Романсы и песни Бородина. Важнейшие особенности творчества и музыкально-критической деятельности Ц. А. Кюи.
Историческое значение творчества М. П. Мусоргского и его влияние на развитие европейской музыкальной культуры. Новаторство музыкального мышления композитора. История создания и драматургия народной музыкальной драмы “Борис Годунов”. Основные образы оперы Мусоргского “Хованщина”. “Картинки с выставки” - выдающийся образец отечественной программной инструментальной музыки. Песни и романсы композитора.
Особенности русской музыкальной культуры в 1880-1890 годах. Творчество Н. А. Римского-Корсакова. Разнообразие жанров его опер. Музыкальная драматургия “Царской невесты”. Методы музыкального воплощения психологически углубленных образов. Опера-сказка “Снегурочка” и ее образы. Опера-сатира “Золотой петушок”. Симфоническое творчество композитора: красочность оркестровки в “Шехерезаде” и “Испанском каприччио”.
Особенности музыкального языка композитора и методов развития музыкального материала. Основные идеи творчества П. И. Чайковского. Оперы композитора: музыкальная драматургия “Пиковой дамы” и “Евгения Онегина”. Художественные идеи симфоний П. И. Чайковского. Музыкальные воплощения и преобразования трагических образов. Общее и различное в драматургии 4, 5 и 6 симфоний. Симфоническая фантазия “Ромео и Джульетта”. Образы “Манфреда”. Инструментальная музыка и романсы великого композитора.
Полифоническое мышление С. И. Танеева. Симфонии и кантата “Иоанн Дамаскин”. Творческое наследие А. К. Лядова, А. С. Аренского, В. С. Калинникова и А. К. Глазунова. Индивидуальность и своеобразие творчества каждого мастера.
Русская музыкальная культура конца XIX - начала ХХ вв.
Разнообразие художественных поисков. Эволюция музыкального мышления А. К. Скрябина: фортепианное и симфоническое творчество композитора (3-я симфония и симфонические поэмы). Вклад С. В. Рахманинова в мировую музыкальную культуру. Разнообразие жанров творчества композитора: фортепианные, симфонические и вокальные произведения.
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы