logo
История искусств

Тема 5. Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) - великий классик немецкой и мировой музыки. Наследие Баха и современность. Центральные образы музыки Баха - человек с его богатым духовным миром, идеи морального подвига личности.

Творческий путь Баха (композитор и исполнитель - органист, клавирист, дирижер, педагог).

Музыкальный стиль Баха. Особенности мелодики, ее интонационная выразительность, связь с немецким фольклором, протестантским хоралом. Органический синтез полифонического и гомофонного начал как новое достижение полифонии свободного письма.

Вокально-инструментальные жанры в творчестве Баха. Духовные и светские кантаты, оратории, пассионы, мессы. Их глубоко гуманистическое содержание. Исторические традиции и новаторство в принципах композиции. Народно-бытовые черты светских кантат (“Кофейная”, “Крестьянская”). “Страсти по Матфею” Баха. Высокая месса. Ее идейно-философский замысел, грандиозные масштабы, выход за рамки культовой музыки. Обобщенность образов мессы. Композиция. Высокое мастерство.

Инструментальная музыка Баха, ее основные жанры. Myзыка для клавира. “Хорошо темперированный клавир” - круг образов, особенности композиции, соотношение прелюдий и фуг. Клавирные сюиты (французские, английские), партиты. Их связь с бытовыми музыкальными прообразами: новая трактовка сюиты. Концерты для клавира с оркестром. “Итальянский концерт” - соло, его новаторский характер.

Органная музыка Баха - токкаты, фантазии, прелюдии, фуги, пассакальи. Монументальность, импровизационная свобода. Обработки хоралов, их типы.

Скрипичные и виолончельные сонаты и партиты (соло). Разнообразие в использовании выразительных и технических возможностей инструмента.

Оркестровые концерты и сюиты Баха. Бранденбургские концерты. Их образы, строение. Роль концертов Баха в подготовке классического симфонизма.

Русские и зарубежные композиторы-классики о Бахе. Русская и зарубежная литература о Бахе.