logo
История искусств

Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.

Сущность и система богослужебного пения в контексте русской музыкальной культуры. Русская профессиональная музыкальная культура X-XVII веков представляет собой особый канонический тип культуры, ориентированный на ритуал Православной церкви. Приняв христианство по византийскому образцу, Русь на протяжении семи столетий находилась в сфере воздействия византийской и поствизантийской культуры. Это отразилось на организации литургической жизни по Уставам, заимствованным из Византии, и нашло свое воплощение в системе гимнопоследований, жанрообразовании, корпусе гимнографии, каленвере, литургической и музыкальной системе осмогласия, технике создания новых напевов, общем регулирующем приеме соотношения образа и подобия.

Дошедшие до настоящего времени памятники древнерусского пения анонимны. Они не имеют авторства и существовали во множестве списков, переписываясь вплоть до 70-х годов XVIII века. В рукописях напевы фиксировались особой системой знаков - идеограмм, происшедших от одного из древнейших типов византийской нотации.