logo
История искусств

Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества

Уильям Шекспир (1564-1616) и “елизаветинская эпоха”: после феодальных распрей, перед буржуазной революцией. Оптимизм эпохи. Время подъема. Путь Шекспира - путь человека из провинции. Индивидуальная особенность дарования Шекспира как сочетание обширной образованности самоучки и невероятного масштаба сознания. Творчество Шекспира (тридцать шесть пьес посмертного сборника “первое фолио” - 1623 г.; поэмы, сто пятьдесят четыре сонета) - художественное воплощение основных проблем и ценностей гуманизма эпохи Возрождения. Основа шекспировского творчества - сложное переплетение греко-римских традиций, элементов театрального искусства средневековья, преданий английской истории, празднично-обрядовой культуры народа с современным мировоззрением. Особая сценичность произведений.

Эволюция Шекспира как мыслителя и гениального художника. Шекспир и “университетские умы”. Периодизация творчества. Основные драматические и лирические жанры произведений Шекспира: историческая хроника, комедия, трагедия, поэма, сонет. Поэтический реализм как творческий метод Шекспира.

Английский театр конца XVI - начала XVII вв.: частная антреприза и товарищество на паях. Театр “Глобус”. Труппа публичного театра. Отсутствие актрис. Актерское искусство и борьба разных школ. Шекспир об актерском искусстве. Шекспир-актер.

Ричард Бербедж (1567-1619) - ведущий актер театра “Глобус”, исполнитель главных ролей в драматургии Шекспира. Комические актеры Ричард Тарльтон, Вильям Кемп, их связь с традицией фарса. Устройство театра, оформление, принципы постановки спектакля. Эпизодная форма английской драмы с быстрой и пестрой сменой мест действия, персонажей.

Исторические хроники Шекспира. Ренессансный юмор его комедий

История Англии со времен короля Джона (Иоанна Безземельного) до правления Генриха VIII (с XIII по XVI вв.) в шекспировской интерпретации. Жанр исторической пьесы-хроники, разные точки зрения на историзм хроник. Шекспир - поэт истории. Заимствования Шекспиром сюжетов, персонажей и текстов. Исторические источники хроник, их жанровое разнообразие. Проблемы феодальных распрей, личности короля и абсолютистской власти, народа, национального достоинства и патриотизма как общесодержательный комплекс идей хроник Шекспира. Исторические тетралогии Шекспира: первая - “Генрих VI” (три части) и “Ричард III”; вторая - “Ричард II” и “Генрих IV” (две части), “Генрих V”.

"Ричард III” (1592/93). Яркая и зловещая, побежденная, но несломленная фигура Ричарда, короля-чудовища. Невероятная сложность обрисовки. Художественный масштаб героя. Привлекательность ужасающей мощи этого монстра. Обаяние зла. Изображение жесточайшей борьбы за власть двух кланов. Атмосфера вражды. Братоубийственная кровь семи претендентов на трон. Образ действий Ричарда - узурпация власти через злодейство - как обычная практика королевских дворов. Совмещение жанра хроники с жанром “кровавой трагедии”. Судьба пьесы в XVIII-XIX вв.

"Генрих IV” (1597/98, две части) и общественно-политическая концепция власти у Шекспира. Движение времени в пьесе как движение от безвременья и кровавого хаоса феодальных распрей к абсолютистской власти и относительному порядку. Образ принца Гарри и проблема личности короля, идеального монарха (король Генрих V). Образ сэра Фальстафа и “фальстафовский фон”. Пушкин о Фальстафе.

Проблематика комедий Шекспира и формы комического. Утверждение свободной человеческой личности, права на выбор любимого и любимой, гуманистическое мироощущение в комедии “Укрощение строптивой” (1593). Фарсовые традиции. Образы женщин эпохи Возрождения, их пренебрежение условностями и фальшью господствующей морали. “Венецианский купец” (1596), образы Антонио и Шейлока и два взгляда на богатство. Пушкин о многогранности характера Шейлока. “Двенадцатая ночь” (1600), веселая насмешка Шекспира над ханжеством и ханжами. Гуманистическое решение проблем любви и дружбы. Образы шутов в комедиях Шекспира. “Сон в летнюю ночь” (1595) - романтика и причудливая фантазия, мир светлых чувств Оберона и Титании, поэзия и радость жизни.

Великие трагедии. Трагическое у Шекспира. Второй период творчества - 1601-1608 - смена праздничного мажорного мироощущения “медоточивого” Шекспира совершенно новым его отношением к действительности. Суровые, мрачные тона, новый масштаб героев, иная природа конфликта в произведениях второго (или трагического) периода. Осознание Шекспиром господства несправедливости во всех сферах жизни, краха всех ценностей гуманизма: “Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь… Наше лучшее время миновало. Ожесточение, предательство, губительные беспорядки будут сопровождать нас до могилы” (Глостер, “Король Лир”) - основа трагического миропонимания Шекспира.

Трагедия “Ромео и Джульетта” (1594) как синтез всей проблематики творчества драматурга первого периода. Торжество ренессансного духа над миром враждующих феодальных кланов Монтекки и Капулетти. Мир новых людей - Ромео, Джульетта, Меркуцио.

Величайшая трилогия - “Гамлет” (1601), “Отелло” (1603), “Король Лир” (1605) - музыка расползающегося времени. “Распалась связь времен”, “век вывихнулся в суставе” - определяющее начало для каждого из этих произведений, для самого Шекспира. Перерастание жестоких семейных драм - братоубийство, женоубийство, отцеубийство - в трагедии, исполненные общечеловеческого философского смысла.

"Гамлет” - трагедия сознания. Тематический полифонизм произведения; герой и вся бездна зла, разлитого в мире. Человек и его время: человек и мирозданье. Сверхъестественное, таинственное у Шекспира. Проблема героя. Внутренние сомнения, колебания, противоречия как новый источник трагического. Гамлет и гамлетизм. Диалектика характера. Вечность гамлетовских вопросов, самого образа Гамлета. Космический масштаб конфликта трагедии - “мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться”. Персонификация зла в трагедии. Выдающиеся актеры - истолкователи роли Гамлета.

"Отелло” - трагедия сердца, ее источник. Авантюрный дух времени. Отелло и Яго - разные грани одного мира. Основа трагедии - “идея обманутой любви и оскорбленной веры в любовь и достоинство женщины” (В. Г. Белинский). Образ Отелло - образ человека эпохи Возрождения. Образ Яго и утверждение в реальности философии цели. Воплощение идеи эгоистического беспредела, прикрытого маской честности и личной преданности. Образ Дездемоны и гуманистический идеал женщины, решительно перешагнувшей сословные и расовые предрассудки своей среды. Выдающиеся актеры - интерпретаторы роли Отелло.

"Король Лир” - трагедия духа. Источники сюжета “величайшей несценичной пьесы”. Сохранение древнего колорита предания у Шекспира; совмещение многих эпох; внесение современности - расслоение и конфликт поколений, принадлежащих разным эпохам. Распад и деградация общества. Индивидуальное своеволие как условие и причина превращения жизни в войну, где каждый против всех. Столкновение внеморальных побуждений и действий одних с гуманистическими, человеческими представлениями других - социально-философская основа трагедии. Персонажи. Превратности судьбы героя и постепенное обретение им духовного прозрения. Двойной сюжет трагедии - Лир и дочери, Глостер и сыновья - как возможность показать разные пути людей через заблуждения, страдания, муки к истине человеческого существования в мире.

Переход Лира-монарха в простое звание человека - “бедное, голое, двуногое существо”. Переход Глостера-вельможи в состояние калеки и бродяги. Трагедия Лира как трагедия общечеловеческая. Пушкинское понимание шекспировской трагедии: “судьба человеческая - судьба народная”. Великие актеры в роли короля Лира.

Трагедия “Макбет” (1606) - трагедия ренессансного честолюбия. Сознание своей вины героем и его попытки обрести утраченную человечность. Образ леди Макбет, ее роль в “душевной плахе” мужа. Макбет - “злодей с душой глубокою и могучею, отчего он вместо отвращения возбуждает участие”; “вы видите в нем человека…” (В. Г. Белинский). Восстание и народная война против Макбета - короля-узурпатора.

Римские истории Шекспира. Политическая трагедия “Юлий Цезарь” (1599). Изображение борьбы между сторонниками централизованной монархической власти и республиканцами. Трагизм судьбы Брута. Слепота народа. Переломный характер трагедии в мироощущении Шекспира. Политическая трагедия “Антоний и Клеопатра” (1607). Изображение любви-страсти как трагически неразрешимого для Антония и Клеопатры сплетения политических расчетов и глубокой искренности чувств, хитрости и непреодолимого влечения друг к другу. Актеры М. Ульянов, Ю. Борисова, В. Лановой в спектакле “Антоний и Клеопатра” (Театр им. Евг. Вахтангова). Политическая трагедия “Кориолан” (1607), изображение конфликта выдающейся личности, полководца и патриция Кориолана с плебейской массой как обоюдной трагедии - и для народа, и для блистательной личности, перешагнувшей общепринятые нормы человечности.

Изменения в миросозерцании Шекспира. Глубокое разочарование в действительности буржуазной: “Я смерть зову, глядеть не в силах боле, Как гибнет в нищете достойный муж, А негодяй живет в красе и холе...” (66-й сонет Шекспира, пер. О. Румера). Последние пьесы Шекспира - третий период творчества (1609-1613) - своего рода побег, эмиграция в страну поэтического вымысла и фантастики. Авантюрные сюжеты, благополучные развязки, благородные герои и раскаявшиеся злодеи: жанровые изменения - романтические драмы - характерные черты произведений: “Цимбелин” (1610), “Зимняя сказка” (1611). Поэтическое завещание Шекспира - “Буря” (1612), пьеса-утопия, где элементы реальности соединяются с фантастикой, магией, духами. Образ волшебника и мага Просперо. Надежды Шекспира на молодое поколение. Судьбы детей в драме последнего периода. Значение Шекспира в истории мирового театра и искусства. Отечественное шекспироведение.