logo
История искусств

Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа

Вена на рубеже XIX-ХХвв. - крупнейший центр художественной жизни Европы. Академический традиционализм венской музыкальной жизни начала ХХ века, с одной стороны, с другой - возникновение в различных видах искусства творческих группировок и течений модернистского направления. Символистские тенденции в поэзии, театре, изобразительном искусстве (А. Шницлер, Г. Бар, Г. фон Гофмансталь, ранний период творчества Ф. Кафки, “Сецессион” в живописи). Формирование австрийского экспрессионизма - яркое отражение сложных духовных противоречий австрийской интеллигенции. Устойчивые традиции высокой академической музыкальной культуры (композиторской и исполнительской), интенсивное развитие бытовой музыки. Активная концертная и театральная жизнь Вены. Значение исполнительской деятельности Г. Малера в предвоенные годы (вагнеровские постановки, моцартовский цикл и др.). Видные австрийские исполнители: скрипач Ф. Крейслер, дирижер Б. Вальтер. Становление и развитие новой венской школы (А. Шенберг, А. Веберн, А. Берг).

Густав Малер (1860-1911) - выдающийся австрийский композитор-симфонист. Основные этапы его творческого пути. Стремление Малера - композитора и исполнителя - к воплощению в музыке высоких гуманистических идеалов, к возрождению великих традиций бетховенского симфонизма. Трагедийная интерпретация нравственных конфликтов современности. Влияние творчества Ф. Достоевского. Монументальность идейно-философских концепций Малера (симфонии № 2, 3, 8). Проблемы жизни и смерти, человека и природы, всеобщего братства и любви, дисгармония идеалов и действительности - основные темы творчества Малера. Сочетание трагедийного пафоса с острым гротеском.

Этапы творческой эволюции. Черты романтического мирооощущения в первых четырех симфониях. Обострение психологического конфликта, дисгармоническая контрастность, сложность и динамическая насыщенность в симфониях начала XX в. (№ 5, 6, 7). Мотивы трагического одиночества и печали в поздних произведениях Малера. Поворот к принципам музыкального камерного письма. Богатство и разнообразие малеровского мелоса. Его корни в австро-немецкой, чешской, венгерской народной песенности, в песенно-танцевальных интонациях современного города. Трактовка Малером симфонического цикла и отдельных его частей.

Песенные циклы Малера: “Песни странствующего подмастерья”, “Чудесный рог мальчика”, “Песни об умерших детях”. Человечность и искренность песенной лирики Малера, ее близость шубертовской песенности. Значение поэтического слова и вокальных средств выразительности в воплощении идейных концепций симфоний № 2, 3, 4, 8 и “Песни о земле”. Взаимосвязь вокального и оркестрового начал в симфониях.

Влияние искусства Малера на развитие симфонизма ХХ в.

Экспрессионистские идеалы представителей новой венской школы. Эволюция музыкального языка Арнольда Шенберга и его влияние на учеников. Додекафония Шенберга, ее истоки и выразительные возможности. Камерные сочинения Антона Веберна. Музыкальный театр Альбана Берга и опера “Воццек”. Додекафония в инструментальной музыке Берга (скрипичный концерт).