Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
Победа Октябрьской революции в России и ее значение для судьбы отечественного искусства и культуры. Мероприятия советской власти по охране произведений искусства. Расцвет агитационно-массового искусства, “Окна РОСТА” и роль В. В. Маяковского в их создании. Подчинение искусства требованиям большевистской политической идеологии. Ленинский план монументальной пропаганды. Произведения Л. В. Шервуда, В. И. Мухиной, М. Г. Манизера.
Роль искусства в формировании культа вождя. Создание Н. А. Андреевым “Ленинианы”. Другие произведения этого мастера.
Новая направленность советской живописи. Первые картины на историко-революционные темы (И. И. Бродский, И. А. Владимиров). Становление батального (М. Б. Греков), бытового (А. Ф. Моравов), портретного (С. В. Малютин), пейзажного (А. А. Рылов) жанров советской живописи.
Искусство 1920—1930-х гг. Организация различных художественных объединений, многообразие течений и художественных направлений. Поиски нового пластического языка, соответствующего новой созидающей эпохе (“Башня III Интернационала” В. В. Татлина), и организация новой среды.
Подъем архитектуры. Реконструкция Москвы. Строительство метрополитена. Развитие монументального искусства.
Создание Государственного института художественной культуры (ГИНХУК). Общественная деятельность К. С. Малевича, В. В. Татлина и других деятелей русского авангарда.
Художественные объединения этого периода: Ассоциация художников революционной России (АХРР), Общество станковистов (ОСТ), “Круг художников”, “4 искусства”, “Мастера аналитического искусства” (МАИ) и многие др.
Борьба Коммунистической партии за идеологическую монополию. Постановление ЦК ВКП(б) “О перестройке литературно-художественных организаций” (1932). I Всесоюзный съезд писателей (1934). Определение понятия социалистического реализма в Уставе Союза писателей СССР. Организация единых творческих союзов. Устройство и проведение официальных художественных выставок “15 лет РККА”, “20 лет Красной Армии”, “Индустрия социализма” и др. Развитие темы вождя в творчестве А. М. Герасимова и И. И. Бродского. Б. В. Иогансон — мастер историко-революционного жанра.
Идеализированный показ Гражданской войны в произведениях М. Б. Грекова.
Становление идеологизированной бытовой и портретной живописи (Е. М. Чепцов, Б. В. Иогансон, Г. Г. Ряжский). Появление советского индустриального пейзажа (Б. Н. Яковлев).
Творчество К. С. Петрова-Водкина и А. А. Дейнеки.
П. Н. Филонов.
Формирование принципов социалистического реализма в скульптуре И. Д. Шадр. Монументальные памятники Ленину и политическим деятелям советского государства. Особое место скульптурной группы “Рабочий и колхозница” В. И. Мухиной в искусстве 1930-х гг.
Искусство периода Великой Отечественной войны. Выдающаяся роль графики. Плакатное искусство. Художественные выставки военного времени. Героический характер произведений этого периода.
Тема войны в произведениях С. В. Герасимова, А. А. Пластова, А. А. Дейнеки и др. Развитие жанра исторической картины.
Скульптура военных лет. Портреты героев войны.
Возрастание после войны государственного давления на литературу и искусство. Всесоюзные тематические выставки “30 лет ВЛКСМ”, “30 лет Вооруженных Сил СССР”. Новые произведения о Великой Отечественной войне. Возрастание роли жанровой картины. Отражение жизни послевоенной деревни в произведениях А. А. Пластова.
Книжная графика послевоенного периода: иллюстрации Кукрыниксов, Д. Шмаринова, О. Верейского. Антивоенные графические серии Е. Пророкова.
Расцвет монументального искусства в скульптуре. Мемориальные комплексы в Трептов-парке в Берлине (Е. Вучетич), в Саласпилсе (Л. Буковский и др.).
Искусство периода “оттепели” (конец 1950-х—1960-е гг.). Ослабление цензурных ограничений, оживление всей культурной жизни страны. Подготовка и проведение I Всесоюзного съезда художников (1957).
Триптих Е. Коржева “Коммунисты” — идея неразделенности партии и народа. Тема Гражданской войны в творчестве Е. Е. Моисеенко. Многообразие тем, жанров и направлений в искусстве этого периода.
Скульптура. Творчество М. К. Аникушина.
Суровый стиль” и “нонконформизм” как формы протеста против официозности в искусстве. Мастера “сурового стиля”: творчество В. Попкова, Д. Жилинского, Н. Андронова. Диссидентские выставки в Москве и Ленинграде.
Возрождение традиций русского искусства и возврат к камерности в живописи: группа “семидесятников” — Т. Назаренко, К. Нечитайло, Н. Нестерова, В. Дементьев.
Дальнейшая индивидуализация художественного процесса. “Свобода творчества”. Разрушение понятий “художественное мастерство” и “школа”. Эклектичность современного российского искусства.
Художественные центры Петербурга: Государственный центр современного искусства, Академия современного искусства, Новая академия изящных искусств. Деятельность галерей. Периодические издания. Реалистическое и “новейшее” искусство.
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы