logo
История искусств

Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов

Победа Октябрьской революции в России и ее значение для судьбы отечественного искусства и культуры. Мероприятия советской власти по охране произведений искусства. Расцвет агитационно-массового искусства, “Окна РОСТА” и роль В. В. Маяковского в их создании. Подчинение искусства требованиям большевистской политической идеологии. Ленинский план монументальной пропаганды. Произведения Л. В. Шервуда, В. И. Мухиной, М. Г. Манизера.

Роль искусства в формировании культа вождя. Создание Н. А. Андреевым “Ленинианы”. Другие произведения этого мастера.

Новая направленность советской живописи. Первые картины на историко-революционные темы (И. И. Бродский, И. А. Владимиров). Становление батального (М. Б. Греков), бытового (А. Ф. Моравов), портретного (С. В. Малютин), пейзажного (А. А. Рылов) жанров советской живописи.

Искусство 1920—1930-х гг. Организация различных художественных объединений, многообразие течений и художественных направлений. Поиски нового пластического языка, соответствующего новой созидающей эпохе (“Башня III Интернационала” В. В. Татлина), и организация новой среды.

Подъем архитектуры. Реконструкция Москвы. Строительство метрополитена. Развитие монументального искусства.

Создание Государственного института художественной культуры (ГИНХУК). Общественная деятельность К. С. Малевича, В. В. Татлина и других деятелей русского авангарда.

Художественные объединения этого периода: Ассоциация художников революционной России (АХРР), Общество станковистов (ОСТ), “Круг художников”, “4 искусства”, “Мастера аналитического искусства” (МАИ) и многие др.

Борьба Коммунистической партии за идеологическую монополию. Постановление ЦК ВКП(б) “О перестройке литературно-художественных организаций” (1932). I Всесоюзный съезд писателей (1934). Определение понятия социалистического реализма в Уставе Союза писателей СССР. Организация единых творческих союзов. Устройство и проведение официальных художественных выставок “15 лет РККА”, “20 лет Красной Армии”, “Индустрия социализма” и др. Развитие темы вождя в творчестве А. М. Герасимова и И. И. Бродского. Б. В. Иогансон — мастер историко-революционного жанра.

Идеализированный показ Гражданской войны в произведениях М. Б. Грекова.

Становление идеологизированной бытовой и портретной живописи (Е. М. Чепцов, Б. В. Иогансон, Г. Г. Ряжский). Появление советского индустриального пейзажа (Б. Н. Яковлев).

Творчество К. С. Петрова-Водкина и А. А. Дейнеки.

П. Н. Филонов.

Формирование принципов социалистического реализма в скульптуре И. Д. Шадр. Монументальные памятники Ленину и политическим деятелям советского государства. Особое место скульптурной группы “Рабочий и колхозница” В. И. Мухиной в искусстве 1930-х гг.

Искусство периода Великой Отечественной войны. Выдающаяся роль графики. Плакатное искусство. Художественные выставки военного времени. Героический характер произведений этого периода.

Тема войны в произведениях С. В. Герасимова, А. А. Пластова, А. А. Дейнеки и др. Развитие жанра исторической картины.

Скульптура военных лет. Портреты героев войны.

Возрастание после войны государственного давления на литературу и искусство. Всесоюзные тематические выставки “30 лет ВЛКСМ”, “30 лет Вооруженных Сил СССР”. Новые произведения о Великой Отечественной войне. Возрастание роли жанровой картины. Отражение жизни послевоенной деревни в произведениях А. А. Пластова.

Книжная графика послевоенного периода: иллюстрации Кукрыниксов, Д. Шмаринова, О. Верейского. Антивоенные графические серии Е. Пророкова.

Расцвет монументального искусства в скульптуре. Мемориальные комплексы в Трептов-парке в Берлине (Е. Вучетич), в Саласпилсе (Л. Буковский и др.).

Искусство периода “оттепели” (конец 1950-х—1960-е гг.). Ослабление цензурных ограничений, оживление всей культурной жизни страны. Подготовка и проведение I Всесоюзного съезда художников (1957).

Триптих Е. Коржева “Коммунисты” — идея неразделенности партии и народа. Тема Гражданской войны в творчестве Е. Е. Моисеенко. Многообразие тем, жанров и направлений в искусстве этого периода.

Скульптура. Творчество М. К. Аникушина.

Суровый стиль” и “нонконформизм” как формы протеста против официозности в искусстве. Мастера “сурового стиля”: творчество В. Попкова, Д. Жилинского, Н. Андронова. Диссидентские выставки в Москве и Ленинграде.

Возрождение традиций русского искусства и возврат к камерности в живописи: группа “семидесятников” — Т. Назаренко, К. Нечитайло, Н. Нестерова, В. Дементьев.

Дальнейшая индивидуализация художественного процесса. “Свобода творчества”. Разрушение понятий “художественное мастерство” и “школа”. Эклектичность современного российского искусства.

Художественные центры Петербурга: Государственный центр современного искусства, Академия современного искусства, Новая академия изящных искусств. Деятельность галерей. Периодические издания. Реалистическое и “новейшее” искусство.