logo
История искусств

Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.

Изобразительное искусство России первой половины XIX века

Социально-политические, нравственные и эстетические основы формирования русской культуры XIX века. Общественно-политическая ситуация в России в первой четверти XIX века. События 1812 и 1825 гг. и их влияние на умонастроение российского общества. А.С. Пушкин и русская культура. Пушкинский Петербург как исторический тип русской культуры. Политическая реакция и общественная оппозиция 1830-1840-х гг. Духовные искания дворянско-либеральной и разночинной интеллигенции середины XIX века. Россия между Востоком и Западом: проблема выбора культурно-исторической ориентации.

Художественная жизнь России первой половины XIX века. Основные направления в развитии искусства: романтизм, классицизм, историзм. Художественное образование. Академия художеств. Московское училище живописи и ваяния. Литературно-художественные салоны Петербурга и Москвы.

Архитектура. Высокий классицизм. Завершающий этап эволюции русского классицизма – ампир. Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга. Строительство общественных зданий. Отход от традиций русской классической архитектуры. Историзм. Обращение к художественному наследию ушедших эпох: ренессанс, барокко, готика. Выдающиеся архитекторы эпохи (А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, Т. Тома де Томон, В.П. Стасов, О. Монферран, А.И. Штакеншнейдер).

Романтизм в живописи: национальные особенности, основные жанры (портрет, пейзаж, бытовой жанр). Художники романтического направления (О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, С.Ф. Щедрин, А.Г. Венецианов). Реалистические тенденции в творчестве романтиков. Русская академическая школа живописи. «Романтизированный» академизм (К.П. Брюллов). Становление реализма в живописи. (П.А. Федотов). Художественно-философские идеи в творчестве А.А. Иванова.

Монументальная скульптура. Творчество скульпторов: М.И. Козловского, И.П. Мартоса, В.И. Демут-Малиновского, С.С. Пименова, И.И. Тербенева, Б.И. Орловского, П.К. Клодта.

Изобразительное искусство России второй половины XIX века

Социально-политическая ситуация в России Х1Х века. Реформа 1861-1874-х гг. и дальнейшая демократизация культурной жизни страны. Художественный рынок. Книгоиздательство и книготорговля. Журналистика, художественная критика. Публичные библиотеки. Национальные художественные музеи. Российские меценаты и коллекционеры. Художественное образование. Художественные центры и объединения. Роль интеллигенции в общественной и культурной жизни России.

Художественная культура. Взаимосвязь художественного творчества с развитием общественных идей.

Архитектура. Неостили. Русско-византийский стиль. Архитектурные формы и потребительский вкус. Новые типы промышленных и административных зданий. Частное домостроение. Доходные дома. Церковная архитектура. Памятники архитектуры второй половины XIX века в Санкт-Петербурге. Архитекторы: А.И. Штакеншнейдер, К.А. Тон и др.

Живопись. Товарищество передвижных художественных выставок. Идеология передвижничества (И.Н. Крамской, В.В. Стасов). Ведущие представители русской реалистической школы живописи. Особенности живописного языка. И.Е. Репин – летописец современности. В.И. Суриков – мастер русской исторической живописи. Русские пейзажисты. (А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан). Морально-философские проблемы в творчестве Н.Н. Ге.

Скульптура. Реалистические тенденции в творчестве русских скульпторов. (П.К. Клодт, М.М. Антокольский, А.М. Опекушин, М.О. Микешин).

Изобразительное искусство России конца XIX- начала ХХ веков

Духовные искания творческой интеллигенции рубежа XIX – ХХ веков. Кризис эстетическо-критического реализма. Символизм как «стиль эпохи». Истоки русского символизма. Особенности художественного языка. Символизм в поэзии, музыке, живописи, театральном искусстве. Основные направления художественных поисков в изобразительном искусстве. Художественные объединения, салоны, кружки. Московские художники 1890-х годов (А.Е. Архипов, С.В. Иванов, А.П. Рябушкин, М.В. Нестеров, И.И. Левитан). Русский импрессионизм (К.А. Коровин). Родоначальники русской живописи ХХ века: В.А. Серов и М.А. Врубель.

Художественное объединение «Мир искусства». Эстетические принципы «мирискусников». Идея «культурности», отрицание прозы жизни, аристократизм, ретроспективизм. Особенности живописного языка, синтез искусств, декоративизм. Творчество А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Л.С. Бакста, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинского и др. «Союз русских художников» и «Мир искусства» – две концепции обновления художественной культуры. Музей Александра III (Русский музей). «Голубая роза» и символистское движение в живописи 1900 – 1910-х годов. Художественные объединения: «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Русский авангард – становление нового художественного направления (В.В. Кандинский, М.З. Шагал, П.Н. Филонов, К.С. Малевич, В.Е. Татлин и др.).

Скульптура. Традиции и новации в творчестве русских скульпторов рубежа веков. (Р.Р. Бах, П.П. Трубецкой и др.). Монументальная и станковая скульптура.

Архитектура. Обновление архитектурных стилей. Русский модерн – новый этап в развитии синтеза архитектуры, живописи и декоративного искусства. Неорусский стиль. Неоклассицизм. Работа архитекторов: Ф.О. Шехтеля, Ф.И. Лидваля, В.Ф. Валькотта, Л.И. Кекушева, И.А. Фомина, П.Ю. Сюзора, А.И. Гогена, М.С. Лялевича, М.М. Перетятковича.