Итальянский театр и кино хх в.
Итальянский футуризм - явление мало и фрагментарно изученное. Необходимость глубинного изучения этого явления, давшего мировому театру целый ряд новых идей. Футуризм как проявление романтического бунта против сложившихся академических форм искусств. “Недовыраженность” течения, перевес в сторону деклараций, заявлений, манифестов. Маринетти и его группа единомышленников: поэты Э. Сеттимелли, Ф. Канджуло, П. Буцци, А. Палацески (в 1914 г. порвал с футуризмом); художники - Ф. Депаро, Дж. Балле, Э. Прамполини, У. Боччоне, Л. Руссоло, Д. Северини, Б. Карра; композиторы - Б. Прателла Бартачини, Мортальди, Бальди. Манифест в области литературы, театра, живописи, музыки.
В области театра - “Похвала театру Варьете” (“Кабаре”, “Мюзик-холл”, “Цирк”), т.е. разновидность малой сцены. Утверждение малых форм драматургии. Открытия в области сценографии. Открытия в области синтеза искусств в театре. Программа Маринетти, написанная совместно с поэтом Э. Саттимелли и Б. Кара “Синтетический футуристический театр” (1915).
Роль пластического компонента в театре. Роль марионетки в театре. Связь с традициями фольклорных ярмарочных представлений кукол, фокусников, циркачей. “Пластические танцы” Ф. Деперо. Его статьи “Мир и пластический театр”, анализ поисков в области безактерского театра, “нового художественного мира, в котором и человек, и животные, и предметы, и растения предстают в новом преобразованном облике и новых взаимосвязях…”
Поручение создания сценического произведения целиком и полностью художнику, с одной стороны, или драматургу (Маринетти), с другой, - две крайности на пути к итальянскому режиссерскому театру. Поиск необходимого синтеза всех компонентов сценического действия как прообраз художественной целостности системы.
Продолжение футуристических экспериментов до 1930 г., когда в Италии было покончено с авангардом, не прошедшим бесследно для последующего развития художественной культуры, в частности, театра.
Луиджи Пиранделло (1867-1930) - один из крупнейших писателей и драматургов ХХ века, автор многочисленных новелл, романов, одноактной и многоактной драматургии. Влияние на творчество Пиранделло веристской драматургии, тенденций модернизма. Причастие Л. Пиранделло к “новой драме”.
Первые ощущения темы драматического героя, человека, противостоящего миру, “массе”, не будучи ярко выраженной индивидуальностью. Сочувствие в изображении маленького человека, попытка проникнуть в его психологический мир.
Обращение в своей литературной деятельности (роман “Маттио Паскале”) к одной из доминантных тем европейского искусства ХХ в. - распаду личности. Ощущение жизни человека через надевание маски, примеряя чужую жизнь на себя (“Жить это значит делать себя”).
Трагедия героев Пиранделло, их стремление создать иллюзорный мир, который рушится при столкновении с действительностью. Первая пьеса Пиранделло - “Тиски” (театр “Метастазио”, Рим, 1910). Ранняя драматургия. Бытовые комедии из жизни сицилийской деревни и провинциальных городков: “Лиола” (театр “Аржентина”, Рим, 1916), “Колпак с бубенчиками” (театр “Националь”, Рим, 1917), “Кувшин” (там же, 1917).
Основное драматургическое наследие, его философско-психологическая проблематика, проникнутая подлинным гуманизмом. Социальная проблематика, жесткая непримиримость между людьми, разрушительные тенденции в области морали (“Право дел других”, театр “Мадзони”, Милан, 1915; “Наслаждение в добродетели”, театр “Карильяно”, Турин, 1917).
Тема противоречий между искусством и жизнью (“Шесть персонажей в поисках автора”, театр “Валла, Рим, 1921). Тема бегства от жестокой реальной жизни в мир иллюзий (“Генрих IV", театр “Мадзони”, 1922). “Сегодня мы импровизируем” (1930) - пьесы, составляющие так называемую театральную трилогию.
1925-1928 гг. - руководство, режиссерско-постановочная работа по сценическому воплощению собственных пьес в Художественном театре в Риме. Нобелевская премия (1934).
Джорджо Стреллер (1921-1997) - крупнейший итальянский режиссер, театральный деятель. Первая постановка (1941 г.) в Университетском театре. Первые спектакли - после побега из фашистской армии в Швейцарии для интернированных итальянцев. Организация в Женеве труппы (под псевдонимом Ж. Фирми), где Д. Стеллер поставил “Убийство в соборе” Элиота, “Калигулу” Камю (впервые на сцене). Возвращение в Италию и создание стационарного театра - “Пикколо-театро” (Милан, 1947). С 1955 г. - он один из директоров театра.
Высокий уровень постановочной деятельности, использование в совершенстве разработанной музыкальной, пластической композиции спектакля. Тяготение к поэтической обобщенности и метафоризму. Роль постановок по произведениям Б. Брехта в обретении широкой популярности. Книга Стреллера “Театр для людей”.
Эдуардо де Филиппо (1900-1984). Принципы неореализма в сочетании с комедией масок, осуществляемые в драматургии и режиссерско-постановочной деятельности. Отношение к театру, его функциям (“Инсценировка реальной жизни”). Поэзия буден. Внимание к показу жизни простого человека. Основные пьесы: “Неаполь - миллионер” (1945), “Призраки” (1946), элементы народного диалектального театра, театрализованного монолога и комедийного спектакля. “Ложе на длинных ногах” (1942) - критика ханжеской морали. Образ женщины из низов, способной к борьбе за свое счастье (“Фелумена Мартурано”, 1946). Тема разложения семейных устоев (“Семья”, 1955).
Лукино Висконти (1906-1976) - крупнейший итальянский режиссер, кинематографист с мировым именем. Один из потомков древнего рода миланских герцогов Висконти в Милане. Музыкальная одаренность, ученичество у великого кинорежиссера Жана Ренуара (“Загородная прогулка”). Противостояние режиму Муссолини. Один из зачинателей художественного течения неореализма (“Наваждение”, 1942; “Земля дрожит”, 1945-1948). В 40-е гг. им осуществлено двенадцать театральных постановок, среди которых “Розалинда, или как вам это понравится” с декорациями С. Дали - зрелище фантастическое, в отличие от спектаклей, созданных в неоромантический период. Серия статей о творчестве Висконти (журнал Бьянко “Неро” - “Спор о Висконти”). Постановка 14 полнометражных фильмов, среди которых шедевры: “Рокко и его братья”, “Смерть в Венеции”, “Гибель богов”, “Людвиг”, “Семейный портрет в интерьере”, “Невинный” и др.
Воспитание целой плеяды кинозвезд (А. Маньяни, Б, Ланкастер, А. Делон, А. Жирардо, Х. Боргер, Р. Шнайдер и др.). Постановка 66 театральных спектаклей (среди них 44 драматических, 10 оперных, 2 балетных).
Среди постановок в драматическом театре: “Трудные родители” Кокто, “Пятая колонна” Хемингуэя, “За закрытой дверью” Сартра. “Женитьба Фигаро” Бомарше (1946). С 1948-1949 гг. - осуществление условных по сценическому решению спектаклей (“Как вам это нравится?”, “Троил и Крессида” Шекспира, “Орест” Альфвери). С 1950-х гг. - вступление на путь реализма. Сотрудничество с труппой Р. Морелли - П. Степпа. Его особые пристрастия к театру Чехова, Шекспира, Верди. Сотрудничество с великой певицей М. Каллас. При сохранении условностей оперного спектакля, введение его в степень осознанного стиля, очищение от рутинных штампов. Утверждение ведущий роли музыки и пения и подчинение им всех остальных компонентов спектакля.
Франко Дзеффирелли (р. 1924) - один из крупнейших итальянских режиссеров мирового масштаба, проявивший себя как в постановках драматических театров, так и в оперной режиссуре. 1946 г. - начало творческого пути, участие в театре “Элизео” под руководством Висконти в качестве театрального художника и актера. Приобщение к типу спектаклей, которые исповедует Висконти, обладающему эстетическим единством, в котором все составляющие его элементы: актер, пластическая структура, художник, свет, музыка - организует режиссер.
Оперная режиссура в “Ла Скала” (“Золушка” Россини), в “Ковент-Гардене” (“Лючия де Ламмармур” Г. Даницетти с Д. Сазерленд). Его постановка “Нормы” О. Беллини и “Тоски” Д. Пуччини с М. Каллас в главных партиях. “Богема” Д. Пуччини, “Турки в Италии” в “Ла Скала”. Знаменитая постановка “Богемы” с Миреллой Франс в главной роли, с оркестром и хором театра “Ла Скала” под управлением Герберта Кардаяна.
Начало карьеры Дзеффирелли как кинорежиссера, в фильмографию которого вошли получившие мировую известность “Укрощение строптивой” (1967) с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном, “Ромео и Джульетта” (1968), “Отелло” (1986), “Гамлет” (1990).
Предшествующие кинопостановочные спектакли, поставленные Ф. Дзеффирелли в драматическом театре. “Ромео и Джульетта” в английском театре “Олд Вик”.
Признание мировой критикой Ф. Дзеффирелли как режиссера-шекспироведа, преодолевшего декламационные штампы в трагедиях Шекспира, естественно воссоздав не только речь, но и мироощущение Шекспира, наделив мир драматической сцены, оперы и киноэкран чертами жизненной достоверности и поэтичности.
Решение жанровых проблем. Владение действенной партитурой в развертывании событий спектакля. Владение природой спектра искусств в художественном пространстве. Символика и метафоризм. “Травиата” Верди - оперная постановка и кинофильм (1982) - признанный шедевр в творчестве Ф. Дзеффирелли, открывающий новые горизонты в киноверсии оперной постановки.
Значение творчества Ф. Феллини (1920-1995) для развития мирового театра и художественной культуры в целом. Проблематика и эстетика его творчества.
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы