logo
История искусств

Тема 2. Музыкальная культура средневековья

Эпоха средневековья в Западной Европе - это установление духовного господства христианской идеологии и церкви. Утверждение христианства как государственной религии (IV в., имп. Константин). Рим - центр мирового католицизма. Разработка христианской догматики, церемониала, обрядов. Роль музыки в церковном богослужении. Формирование эстетических и философских взглядов на задачи церковной музыки - осуждение ее чувственности и красоты и стремление к созданию настроения покаяния и смирения.

Церковная реформа папы Григория I (нач. VII в.). Упорядочение музыкальной стороны литургии. Укрепление и реорганизация римской певческой школы. Организация миссионерства в странах Западной и Северной Европы.

Борьба церкви с народным искусством. Носители светской народной музыки; жонглеры и менестрели во Франции, шпильманы - в странах немецкого языка. Музыкальный инструментарий народных исполнителей. Бродячие музыканты после Х в. в городах и замках рыцарей. Объединения городских музыкантов (цехи). Ваганты и голиарды (XII в.) - грамотные и образованные городские музыканты. Влияние народного музыкального искусства на городскую, рыцарскую и придворную культуру.

Раннехристианская музыка и ее истоки

Григорианский хорал - наименование одноголосных богослужебных песнопений. Антифонарий папы Григория I - календарный круг канонизированных песнопений. Истоки григорианского хорала: традиции древней культовой музыки, элементы музыкального искусства восточных и европейских народов. Отбор и переработка богослужебных напевов в соответствии с целями и эстетическими установками церкви. Роль григорианского хорала в укреплении церкви и объединении ее вокруг папского престола.

Стилистические черты григорианского хорала: вокальное начало, главенство текста. Источник текстов - Библия. Принципиальное одноголосие, способствовавшее лучшему восприятию текста и символизировавшее единение чувств верующих. Строгость, сдержанность мелодии, плавное постепенное движение, диатоника. Зависимость ритма от текста.

Типы интонирования. Псалмодия (музыкальная речитация) - вид мелодии, в основе которой лежит строгая координация синтаксических и музыкальных акцентов. Определяющая роль текста в ее конструкции. Юбиляции - украшение мелодии распевами, требующими виртуозного вокального мастерства. Виды пения: антифонное (чередование пения двух хоров), респонсорное (солиста и хора).

Месса - главное богослужение католической церкви. Типы мессы: missa ordinarium, missa proprium. Строение мессы и последовательность ее частей. Григорианский хорал - незыблемая мелодическая основа мессы. Хоралы псалмодического и гимнического характера. Внутренняя связь гимна и народной песни. Проникновение в григорианский хорал через гимн народнопесенных истоков. Секвенции и тропы - свободные мелодические “вставки” в григорианский хорал.

Становление классической пятичастной мессы к Х в.

Основные периоды развития византийской музыкальной культуры

Исторические причины, приведшие к образованию Византийского государства: историческая ситуация в Средиземноморье в начале IV в.; распад Римской империи и нашествие “варваров”. Краткий исторический обзор основных тенденций духовной и культурной жизни Византии. Историческое место византийской культуры в средневековом мире.

Основные периоды развития византийской музыкальной культуры. Важнейшие источники для ее изучения. Русскоязычная литература о проблемах византийской музыки.

Становление византийской музыкальной культуры IV - первой половины VII в.

Истоки: музыкальные жанры древней Палестины и религиозная музыка язычников Средиземноморья. Музыкально-исторические свидетельства Нового Завета. Музыкальная жизнь ранних христианских общин.

Византийская церковь и музыка. Роль музыки в литургии. Взаимоотношения богослужебного текста и музыки. Появление в византийской церкви первых профессиональных музыкантов. Конфликт христианской и языческой культур. Деятели раннего христианства против языческой музыкальной культуры: “война” с инструментами.

Музыкально-теоретические памятники ранневизантийского периода: трактаты Бакхия, Гауденция и Алипия.

Византийская музыкальная культура второй половины VII-XII вв.

Основные музыкальные жанры и знаменитые византийские гимнографы. Проблема авторства в гимнографическом творчестве. Реформа Иоанна Дамаскина и канонизация октоиха. Система октоиха и ее особенности.

Организация, состав и исполнители церковного хора: псалты, доместики, ламбадарии, протопсалты. Сведения о палеовизантийской нотации и проблемы ее изучения. Античная нотация в Византии.

Музыка в жизни византийского общества и основные музыкальные жанры этого исторического периода.

Музыкально-теоретические знания. Пропасть между musica practica и musica speculativa. Античная теория музыки в наследии Михаила Пселла и Псевдо-Пселла. Трактат Псевдо-Дамаскина и проблемы, связанные с его созданием. “Святоградец” - как памятник византийской музыкально-теоретической мысли.

Музыкальная культура поздней Византии ХIII-XVвв.

Система церковных песнопений данного периода. Начало распространения средневизантийской нотации и ее основные принципы. Литургические музыкальные книги и их содержание.

Калофония - новый стиль церковного музыкального искусства. Творчество выдающихся византийских мелургов: Иоанна Глики, Иоанна Кукузеля, Ксена Короны, Иоанна Клада и Мануила Хрисафа.

Значение византийской музыкальной культуры для развития музыки в восточноевропейских странах.