logo
Анализ и пути совершествования социально-культурной деятельности в Студии "Древо"

2.3 Пути совершенствования СКД в Студии «Древо»

С учетом состояния и перспектив развития нашего общества должна строиться сегодня и вся социально-культурная деятельность. Необходимо подходить к ее организации с позиций рыночных отношений, наличия различных форм собственности и в социально-культурной сфере, что диктует задачу овладения основами свободного предпринимательства, менеджмента в проведении досуга Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент. Материалы международной научно-практической конференции. М, 2002. С. - 60-61..

Говоря о природе и назначении социально-культурной деятельности, специалисты рассматривают ее не только в гуманитарной плоскости, охватывающей широкий спектр содержания и современных технологий применительно к этой сфере. Актуальное значение имеют в настоящих условиях также экономический и организационно-управленческий аспекты этой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками выступают такие категории как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность.

Смыслообразующую основу организационно-управленческих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования Социальный менеджмент. Учебник. М, 1999. С. - 110-115..

Все эти процессы в сфере социально-культурной деятельности взаимозависимы и тесно взаимодействуют. В развивающуюся современную модель социально-культурной деятельности в Студии «Древо» должен активнее вписываться ныне самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор в лице множества фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ. Этот сектор должен широко включаться в регулирование процессов в социально-культурной деятельности, на рынке досугового спроса.

В отличие от государственных структур, которые функционируют в социально-культурной сфере через специально созданные ведомства, институты и организации, коммерческий (частный) сектор, обладающий большой гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструктуру, позволяющую восполнить дефицит или пробел в досуговых услугах, предоставляемых государством или общественно-добровольными структурами.

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей людей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и «закрывать» экономические выгодные «ниши» в социально-культурной сфере.

Следует отметить, что характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко неоднозначен, он определяется основными целями осуществления данной деятельности. Нередко определенные частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, реализуя те или иные досуговые программы ради извлечения максимальной выгоды Там же. С. - 90.. Но есть представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, которые ставят своей целью предоставление детям, подросткам, инвалидам, многодетным семьям и т. д. права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя добра и милосердия. Именно этот мотив должен обусловливать тесное сотрудничество ряда деловых кругов со Студией «Древо».

Среди целого ряда разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере есть частные организации, которые оказывают информационно-консультативную помощь, проводят экспертизы социально-культурных проектов и программ; формируют мониторинг социально-культурной жизни, осуществляют сбор и анализ статистических данных, размещают заказы на социологические исследования; отбирают программы и проекты для финансирования по заказам.

Кроме того, они выступают в качестве посредников или участвуют в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание, создании дочерних фирм, малых предприятий и кооперативов.

Большая работа должна вестись по развитию зарубежных связей, контактов и обменов в социально-культурной сфере, разработке и финансированию международных специальных программ социально-культурного профиля Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент. Материалы международной научно-практической конференции. М, 2002. С. - 40-43..

Одной из наиболее привлекательных для коммерческого сектора сфер является многопрофильная индустрия массового досуга и развлечений. Она включает в себя множество направлений: шоу-бизнес, финансирование многочисленных рок-ансамблей, рок-групп, проведение разнообразных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных центров и комплексов, развлекательных учреждений, видеосалонов, дискотек, производство и прокат фонограмм, дисков, видеокассет и т. д.

Что касается механизмов привлечения финансовых средств к реализации социально-культурных проектов и программ, то они многообразны. Это объединение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений; добровольные объединения материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памятников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т. д.

В процессе формирования социально-культурной среды конкретного региона важно найти свое место каждому из досуговых учреждений и центров: государственным, частным (коммерческим) и общественно-добровольным; хозрасчетным, самоокупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсоров и т. д.); формальным и неформальным; ведомственным и вневедомственным.

Каждое государственное или частное (коммерческое) предприятие, каждое общественное объединение или движение могут и должны беспрепятственно пользоваться правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, быть заказчиком, спонсором, меценатом, в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею и т. д.

Основополагающими принципами хозяйственной деятельности современных социально-культурных институтов должны быть самоокупаемость и самофинансирование. Самоокупаемость предполагает, что предприятие социально-культурной сферы (студия, клуб, парк, театр, видеосалон и т. д.) за счет выручки за выполняемую деятельность полностью возмещает свои издержки по разработке и реализации той или иной досуговой программы, включая и оказание различного рода рекреационных услуг. Самофинансирование означает, что все затраты предприятия социально-культурной сферы по материально-техническому оснащению и совершенствованию своей базы, проведению всего комплекса социально-культурных мероприятий, включая и материальное поощрение занятых работников, осуществляются прежде всего за счет заработанных средств Социальный менеджмент. Учебник. М, 1999. С. - 93-96..

Для выполнения того или иного социально-культурного (развивающего, творческого, оздоровительного, развлекательного) заказа на местах должны создаваться гибкие, подвижные, организационные структуры -- временные творческие коллективы. Они обязаны действовать на принципах самоорганизации, самоокупаемости, самоуправления. Эти мобильные творческие группы и коллективы с полным правом можно отнести к тем основным звеньям, через которые должна реализоваться социально-культурная деятельность на местах.

Очень важно, чтобы взаимоотношения заказчиков и исполнителей при этом становились основой разнообразия, гибкости, динамичности и вариативности деятельности социально-культурных институтов, а горизонтальные связи, устанавливаемые между участниками социально-культурной деятельности, строились на основе паритета, взаимной экономической ответственности. Социально-культурная деятельность, организуемая по горизонтали, без команд и регламентации «сверху», способна обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития социально-культурной сферы.

Что же конкретно модно сделать для совершенствования СКД в Студии «Древо», учитывая специфичность посетителей этого учреждения. Это должны быть следующие шаги:

1. «Компьютер как эффективное средство формирования и развития мировоззрения инвалидов по слуху»; основам компьютерной грамотности должны быть обучены при помощи сурдопереводчика посетители Студии Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации//Школьные технологии. - 2002. - № 3. С. - 14-17.

2. «Организация досуга инвалидов по слуху». Эта возможная программа должна включать в себя проведение культмассовых мероприятий, репетиции кружков художественной самодеятельности, курсы жестового языка для добровольцев, приобретение видеокассет с надписями, пошив костюмов для участников художественной самодеятельности силами добровольцев.

3. «Интернет - для глухих». Данный проект должен обеспечить инвалидов связью с Интернет, дабы разнообразить кругозор посетителей; значимость Интернета не должна создавать сомнения в своей функциональности особенно на уровне Студии рассматриваемого вида См. Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2001.

4. «Жестовый язык как важнейшее вспомогательное средство при обучении глухих детей и ликвидации безграмотности взрослых глухих». В числе мероприятий проекта - командировка в Москву, в Центр образования глухих и жестового языка, билингвистическую гимназию (единственную школу в России, где обучение ведется параллельно и устным, и жестовым методом), проведение круглого стола по проблемам жестового языка, конкурса среди учителей спецшкол, владеющих жестовым языком, несколько экспериментальных занятий по жестовому языку.

Нуждается в издании брошюра «Из опыта обучения детей-инвалидов по слуху и детей нормально слышащих в едином коллективе народным ремеслам». Также необходимы инструменты и материалы. В Студию «Древо» приглашаются студенты-практиканты и социальные педагоги.