2.1 Особенности фотосъемки пейзажа
Пейзажную фотографию можно подразделить по периодам фотосъёмки: летняя, зимняя, осенняя, горная, при закате солнца. Эта разделенность обусловлена природными особенностями. К природным особенностям относят: в какое время проводится фотосъемка, температура, ландшафт местности.
Как написано в книге Л.Д. Курского, Я.Д. Фельдмана «Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке», «Главная особенность фотосъемки пейзажа это конструктивная. В отличие от натюрморта, здесь невозможно привнесение никаких корректив. Нельзя, например, убрать склон горы, мешающий общей композиции, невозможно поменять расположение целого. Таким образом, работа над компоновкой сюжета ограничена единственным приемом выбором точки съемки и выбором объектива с желаемым фокусным расстоянием. Этих точек может оказаться множество, и каждая из них имеет свою особенность, свою индивидуальность». В каждом пейзаже имеется несколько планов: ближний, дальний и средний. Их появление связано с сокращением масштабов предметов, удаляющихся в глубину пространства, к линии горизонта. Сопоставление масштабов линейных форм является линейной перспективой фотографического снимка.
Неотъемлемой частью построения снимка является освещение. Свет является одним из наиболее определяющих источников наших ощущений. Он рассматривается как главное средство создания художественного фотографического произведения. Индивидуальность пейзажа зависит главным образом от единства и цельности, которые придает натуре удачно выбранный эффект освещения. Свет дает возможность видеть реально-существующий мир. При этом важную роль играет своеобразие и привлекательность освещения, каким оно бывает в различное время светового дня: на рассвете, утром, в полдень, во второй половине дня, во время заката.
Рис. 4. «Рассвет. Слоистые облака»
Рассвет характеризуется легкостелющимися туманами или слоистыми облаками (Рис. 4), бестеневым мягким освещением, при котором форма объектов приобретает неясность очертаний и они кажутся расплывчатыми. Слабые испарения утренней влаги слегка притуманивают дали, и в зависимости от глубины пространства воздушная перспектива бывает выражена едва ощутимой дымкой.
Самый благодатный для съемки на натуре - утренний свет, когда небо прозрачно и не закрыто густыми облаками. В утреннее время насыщенность цвета невелика и колеблется от незначительной до нейтральной насыщенности цветовой гаммы.
Полуденному времени свойственно особенно яркое свечение солнца. Падая отвесно, его лучи создают высокий контраст светотени и резкие световые контуры на горизонтальных поверхностях ветвей. Для съемки пейзажей эффект полуденного света принято считать менее выразительным.
Вторая половина дня и время приближения заката - наиболее благоприятны для натурной съемки. Косые лучи солнца удлиняют падающие тени, его лучи ложатся горизонтально земле, нежно моделируя контуры деревьев и строений. Закат и восход солнца, когда пространство заполнено нежным рассеянным светом, - лучшее время любования природой. Сам ее вид напоминает живописный пейзаж. Дымка, ранее поглощавшая часть красных лучей и рассеивавшая синие растворяясь, окрашивает горизонт розовым или красным цветом, а верхняя часть неба все еще остается синей, и на нем наблюдаются удивительно нежные переходы разнообразных цветовых оттенков (Рис. 5).
Рис. 5. «Закат Солнца. Море»
Оставив в стороне такие подвиды пейзажей как городской и прочие, где в пространстве кадра присутствуют люди или явные следы их деятельности, рассморим на истинных пейзажах и разберемся в секретах и тонкостях пейзажной съемки. Для этого удобнее будет все действующие факторы разделить на две условные и неравные группы: формализуемые и неформализуемые моменты. Также важно отметить, что поскольку пейзаж это не есть репортажно-событийная фотография, и, чаще всего, на пейзажных снимках ничего не происходит, то для пейзажной фотографии форма становится не менее, а иногда даже и более, важной, чем содержание. Отсюда ясно, что фотограф-пейзажист должен максимальное внимание уделять изучению законов композиции. Безусловно, пейзажная фотография также подчиняется законам композиции, как и любой другой вид фотографии. (Рис. 6.)
Рис.6. С.Иванов-Аллилуев, "Морской берег", 1956
- Введение
- 1. Пейзаж и ландшафтная фотография
- 1.1 Пейзаж
- 1.2 Ландшафтная фотография
- 2. Технические и композиционные особенности съемки
- 2.1 Особенности фотосъемки пейзажа
- 2.2 Композиционные особенности при съемке ландшафтного пейзажа
- 2.3 Композиционные особенности пейзажной фотографии
- 2.4 Технические особенности съемки пейзажной фотографии
- 3. Практическая часть
- 5.7. Географический пейзаж в страноведении
- Особенности жанровой и пейзажной фотографии XIX века
- Дискуссия о пейзаже.
- Этнография и фотография
- Влияние фотографии на художественную жизнь Англии. Прерафаэлизм и фотография.
- 3.5. Применение цифровой фотографии в ландшафтном проектировании и дизайне
- Мастера жанровой и пейзажной фотографии XIX века
- Городской пейзаж в фотографии