logo search
Третьяковская галерея как явление культуры

2.3 Образ родины в картине «Рожь» И.И. Шишкина

Шишкин Иван Иванович (13.01.1832 - 8.03.1898), русский художник-пейзажист. Происходил из елабужской купеческой семьи. В 1849 окончил Казанскую гимназию, в 1852-1856 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1856-1865 -- в Петербургской Академии художеств. В течение 1862-1865 как пансионер (стипендиат) Академии находился в заграничной командировке (в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе); один из учредителей Товарищества передвижных выставок. С 1873 профессор Петербургской Академии художеств, в 1894-95 -- руководитель ее пейзажной мастерской.

Первые работы Шишкина -- «Жатва» (начало 1850-х), автопортрет (1854), «Вид в окрестностях Петербурга» (1856), «Дубки под Сестрорецком» (1857). В 1858-1859 были написаны этюды «Сосна на Валааме» и «Вид на острове Валаам. Местность Кукко», удостоенные соответственно серебряной и Большой золотой медали Академии.

Шишкин много путешествовал по России, изучая ее природу. Его «художественной стихией» был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, березами и дубами. Шишкиным написаны получившие широкую известность и прославившие его как крупнейшего пейзажиста картины: «Рубка леса» (1867), «Рожь» (1878), «Лесные дали» (1884), «Среди долины ровныя...» (1883), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубовая роща» (1887), «Утро в сосновом лесу» (1889), «Корабельная роща» (1898), в которых созданы целостные образы русской природы, ее лесов и полей.

В полотнах живописца красноречиво выражены коренные качества русского пейзажа с характерным для него сочетанием могучих вертикалей и горизонталей, спокойной гармонией масс земли и неба. Сфера художественного воплощения приобретает, таким образом, учитывая реалистически достоверную изобразительную манеру, почти символический статус. Образ Родины прочитывается в картине «Рожь» (1878), где, кажется, мир сведен до основных "первоэлементов" бытия (плодоносящая земля, небо, ее объемлющее, и человек) и вместе с тем дан исчерпывающе полно. Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин. Ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны - великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. Эта, с детства знакомая картина родной природы одно из классических произведений русской реалистической пейзажной живописи. На эскизе картины художник сделал надпись: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство». Тезисно перечислил все, что хотел передать своей картиной. И ему это отлично удалось [8;46]. «Рожь» - одна из удачнейших вещей Шишкина вообще», - писал И. Н. Крамской Илье Репину. Благодаря широкой линейной перспективе и цветовому обобщению в передаче поля спелой ржи и почти безжизненной воздушной среды, живописец достигает монументальности повествования. Пейзаж намеренно статичен, словно запечатлен художником для вечности. Это ощущение не перебивают даже ласточки, скользящие над дорогой во ржи. Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам. Верный себе, он даже сосны выбрал для этой картины (как, впрочем, и для многих других) не случайно. Ему хотелось показать богатырей-долгожителей - вечнозеленые хвойные деревья, а не трепещущие на ветру березы. И композиционное и чисто живописное решение картины подчинены одному - воспеванию силы и богатства родной природы.