logo search
Эстетика театра Райнера Вернера Фассбиндера

Введение

Выбор темы обусловлен, в первую очередь, той большой ролью, которую сыграл Райнер Вернер Фассбиндер (1946-1982 гг.) в культуре ХХ века. Хрестоматийным стало перечисление количества фильмов и спектаклей, пьес и сценариев, которые он снял, поставил, написал за короткий срок своей жизни; сколькими профессиями он овладел - драматург, сценарист, кино- и театральный режиссер, актер, оператор, монтажер, руководитель театра. За это его называли «вундеркиндом».

Настоящая работа посвящена эстетике театра Р.В. Фассбиндера. Согласно одному из классических определений, эстетика - «наука о сущности художественного творчества, его законах, ценностях и природе». Эстетические поиски Фассбиндера как театрального режиссера протекают в русле общих культурных тенденций ХХ века. С конца XIX века новые течения в искусстве (символизм, импрессионизм, авангард) приводят к переоценке эстетических ценностей. Изменяется сущность основных категорий эстетики, прежде всего, категория прекрасного. На смену «прекрасному» приходят «шок-ценности»: новизна, необычность, абсурд, жестокость. Это привело к расширению предмета эстетики, переоценке ее классических основ и общих понятий и разработке понятийного аппарата «неклассической эстетики».

Фассбиндера называли «мотором западногерманского кино», «режиссером, чьи работы пробирают до самого нутра», Интерес к нему усиливается и тем, что в современном немецком театре сегодня слышны отголоски его театральных поисков. Деятельность таких значимых режиссеров, как Франк Касторф или Кристоф Шлингензиф, непременно связывается с театральным методом Фассбиндера.

Так, В. Колязин пишет о Касторфе: «Каждый его спектакль с еще большей настойчивостью, чем антитеатр Райнера-Вернера Фассбиндера 70-х годов, разрушает каноны, раздражает своим дадаистским презрением к целостности».

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы связана с предположением, что из всей плеяды немецких режиссеров «нового авторского кино» 1970-х годов (среди которых Вернер Херцог, Вим Вендерс, Фолькер Шлёндорф, Маргарет фон Тротта, Александр Клюге, Вернер Шрётер) именно имя Фассбиндера звучит громче всех сегодня. Ретроспективы его фильмов собирают полные залы кинотеатров. Можно предположить, что по каким-то причинам темы, которые волновали Фассбиндера, откликаются во многих наших современниках во всем мире. И театр, как более «сиюминутный» вид искусства, дает глубокое понимание реальных общественно-политических и социальных процессов, происходящих в послевоенной Германии; театр, подобно лакмусовой бумажке, помогает дать ответы на те вопросы, которые ставил режиссер в своем творчестве. Наконец, будучи тесно связанным с кинематографом, театр по-новому раскрывает и дополняет сущность его кинокартин.

Проблема состоит в том, что если кинематографические работы Фассбиндера поддаются изучению, т.к. они в любой момент доступны для просмотра, то спектакли можно анализировать по косвенным данным: воспоминаниям современников, автобиографическим материалам, критическим статьям, научному анализу предыдущих исследователей.

Объектом исследования являются Action-театр и Anti-teatr Фассбиндера.

Предмет исследования - сценическая практика и эстетические особенности художественного языка Фассбиндера как театрального режиссера.

Целью исследования является выявление общих эстетических принципов театра Р.В. Фассбиндера.

Задачи исследования:

- Исследовать исторические и личные предпосылки обращения Р.В. Фассбиндера к театру.

- Раскрыть основные принципы сценической практики режиссера.

- Проанализировать спектр художественных выразительных средств, используемых Фассбиндером.

- Выявить основные эстетические концепты, базовые ценностные установки режиссера в русле неклассической эстетики XX века.

- Обобщить и сформулировать основные результаты исследования эстетики театра Р.В. Фассбиндера.

Методы исследования: анализ вторичных источников, метод аналитической реконструкции системы идей авторского театра Фассбиндра с точки зрения их эстетической значимости.

Основу информационной базы работы составили впервые переведенные на русский язык периодические издания, критические статьи современников режиссера и профессиональных театральных- и кинокритиков.

Дипломная работа содержит введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы.