§2.1 Action - театр и театральный дебют Фассбиндера
Не поступив в мюнхенскую киношколу, Р.В. Фассбиндер стал заниматься актерским мастерством в частной театральной школе, где «держался особняком» Фассбиндер Р.- В. Фильмы освобождают голову: Эссе и рабочие заметки // Киносценарии. 2000. N 3. С. 139. , объясняя это тем, что учителя не уважали «достоинство человека» Там же. . Фассбиндер всю жизнь чувствовал себя одиноким, часто в интервью он рассказывал о своем детстве как о «несчастном этапе жизни» Fassbinder R. W. Der Stadtstreicher // Fassbinder R. W. Die Kinofilme. Munchen, 1987. S. 23.. Его родители развелись, когда ему было шесть лет, и мать, с которой он рос, посвящала своей жизни несоизмеримо больше времени, чем сыну Там же..
За девять лет работы в театре - с 1967 по 1974 гг. Райнер Вернер Фассбиндер поставил 24 спектакля, начиная от классических произведений Софокла, Гольдони, Лопе де Вега, Гете, заканчивая А. Жарри, Ф. Брукнером, М.-Л. Фляйсер и собственными пьесами.
Его сценическую деятельность условно можно разделить на периоды: сотрудничество с Action-театром («театром действия»), собственный anti-театр и приглашение в государственные театры Бремена, Бохума и Франкфурта-на-Майне (Theater am Turm - TAT).
В 1967 году он почти случайно - по приглашению Марите Грайзелис, которая снималась в его первых фильмах, - попадает в Action-театр на Мюллерштрассе.
Action - театр, или «Театр действия», основанный в 1967 г., принадлежал к числу небольших «подпольных» театров. По сути, это была «театральная оппозиция», которая протестовала против идеологии, риторики и художественных средств «государственных» театров, чья деятельность щедро финансировалась правительством. Это противопоставление выражалось во многом, в частности, «Театр действия» отменял разделение на сцену и зал. Теперь это единое пространство, восстанавливающее прямое общение между зрителем и актером. Благодаря самой конфигурации нетрадиционного зала -- ангара, сарая или другого «нетеатрального» помещения -- действие обволакивает зрителя, оставляя в нем неизгладимый след. В то время активная молодежь полагала, что социально-политический строй необходимо менять всеми средствами, и прежде всего, через искусство. Часто театральное действие превращалось в политическое: актеры участвовали в поджогах, уличных акциях протеста. В Action-театре Фассбиндер увидел «Антигону» Софокла в постановке Пира Рабена. Черные стены сцены, акценты на политический конфликт пьесы, элементы агитации - словом, постановка была в духе времени.
«Премьера «Антигоны» меня просто потрясла. […] Здесь меня взволновало то, что происходило на сцене и как оно действовало на зрительный зал. Совершенно против моей воли, столь явственно, что перехватило дыхание. Между актерами и зрительным залом возникало нечто вроде транса», - вспоминал Фассбиндер. Установление контактов со зрительным залом - главный его аргумент в пользу этого театра. Собственно, здесь можно выделить даже два аргумента.
Первый относится к театру как организации. Action-театр являлся не старорежимным театром, против которого выступал не только Фассбиндер, но и все революционное поколение 68 года, породившее множество уличных, «комнатных» театров, театров мастерских и пивных как протест против архаичного, бюргерского театра. Этот классический театр широко поддерживался правительством, которое после войны взяло курс на новые смыслы, новое содержание, новые идеалы и формирование «удобного для власти общества», которое будет лояльно относиться к власти. Основы этого общества составляли капитализм, традиционная семья, ценность труда, общепризнанные моральные нормы. Фассбиндер и его коллеги-актеры заявляют, что они - «паразиты»: «Мы выступаем против мещанского общества, в частности, против таких незначительных вещей, как брак, полиция, шестичасовой рабочий день, родители, банки».
Второй аргумент в пользу Action-театра - это способ воздействия театра на человека. Энциклопедии и словари настойчиво ссылаются на театральные воззрения Антонена Арто и театральную практику Living-театра, чье влияние испытывал Фассбиндер.
В. Максимов в работе «Антонен Арто, его театр и его двойник» опровергает как заблуждение столь распространенное мнение о непосредственном влиянии А. Арто: «В 1960-1970 годы Арто стал образцом для крупнейших театральных деятелей различных художественных направлений. Однако молодежь, строившая баррикады на улицах Парижа в мае 1968 года и избравшая Арто своим кумиром, почти не знала о театральных исканиях сюрреалиста - ниспровергателя общественных устоев».
Идеи Арто были слишком общими, чтобы стать прямым руководством к действию для театральных режиссеров. Они оставляли много места для интерпретаций и различного толкования его теорий. Идея о тотальном воздействии театра на человека, сформулированная им в работе «Театр и его двойник», наиболее ярко воплощалась Living-театром, чьи гастроли потрясли Европу в 1968 году. Эстетика этого американского театра во многом отвечала желаемому посылу Фассбиндера - «шоковое» зрелищное воздействие на зрителя.
- Введение
- Глава I. Жизнь и творчество Р.В. Фассбиндера
- § 1.1. Обзорная характеристика личности и творчества Р.В. Фассбиндера
- Глава II. Фассбиндер как театральный режиссер
- §2.1 Action - театр и театральный дебют Фассбиндера
- §2.2 Living-театр и его влияние на Фассбиндера
- § 2.3 Anti-театр - собственный театральный проект режиссера
- § 2.4 Бременский театр как "легитимный" театральный проект
- §2.1. Action – театр и театральный дебют Фассбиндера.
- Приложение 2 Обзор литературы о театре Райнера Вернера Фассбиндера на русском языке
- Глава III. Эстетическая концепция р.В. Фассбиндера и методы ее воплощения. 42
- Введение.
- § 1.2. Взгляды р.В. Фассбиндера на театр.
- Приложение 1 Спектакли Райнера Вернера Фассбиндера
- §2.2. Living-театр и его влияние на Фассбиндера.
- § 1.1. Обзорная характеристика личности и творчества р.В. Фассбиндера.
- Эстетика театра Райнера Вернера Фассбиндера.
- § 2.4. Бременский театр как "легитимный" театральный проект.