logo search
Жизнь и творчество Леонида Гайдая

Выводы

Сегодня кино имеет прежде всего коммерческие задачи. А чтобы больше людей его посмотрело, оно должно вызвать иллюзию, будто все так, как в жизни. Взрослые любят сказки, они примеряют на себя роли главных героев. И, как утверждает статистика, процент людей, ради которых снимают такие фильмы, становится все больше. Сегодня почти 90% взрослых зрителей хотели бы жить в сказке.

Начало режиссерской карьеры Гайдая сложилось не очень удачно. После того, как его первая комедия «Жених с того света» подверглась критике официальных властей, режиссер на короткое время перестал работать в жанре комедии. Он попытался снимать «серьезное» кино, но героическая киноповесть «Трижды воскресший» (1960) совершенно не понравилась зрителям, и у Гайдая начался творческий кризис. Режиссер отошел от дел и уехал в Иркутск посетить своих родителей. В родных стенах Леонид снова обрел уверенность в своих силах. И вот там у него родился замысел снять трюковую короткометражную комедию в духе мастеров немого кино.

Надо сказать, что отец кинорежиссера любил собирать журналы и газеты, в которых публиковали различные интересные и смешные истории. Леонид часто поднимался на чердак, где отец хранил большую подборку фельетонов и юмористических рассказов. Как-то раз Гайдай наткнулся на фельетон о браконьеров, опубликованный в газете «Правда», и начал составлять сценарий будущей короткометражки. Гайдай показал свой сценарий режиссеру Ивану Пырьеву, который скептически оценил замысел Леонида, но, тем не менее, помог Гайдаю снять короткометражку. Так появился фильм «Пес Барбос и необычный кросс», который имел грандиозный успех не только по всему Советскому Союзу, но и за рубежом. Картину закупили более ста стран мира.

После этого режиссер снял ряд фильмов, которые пользовались невероятным успехом у зрителей, а полученное в 1974 году звание народного артиста РСФСР стало и официальным признанием таланта мастера со стороны власти (в 1989 году Гайдай получит и звание народного артиста СССР).

Однако начиная с 80-х успех режиссера пошел на спад. Его фильмы «За спичками», «Спортлото-82» и «Опасно для жизни!» Не пользуются прежней популярностью. А самые последние картины: «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», снимавшихся в перестроечные годы, можно назвать неудачными.

Было видно, что режиссер плохо чувствует новую эпоху. Кинообразы, которые создавал Гайдай в эти годы, явно не соответствовали реалиям страны, погружались в затяжной кризис, и выглядели надуманными. Однако вклад Гайдая в развитие отечественной культуры огромнейший, и до сих пор его лучшие фильмы пользуются заслуженной популярностью, хотя после смерти режиссера в 1993 году прошло уже много лет и выросло новое поколение зрителей. Поэтому комедии Леонида Гайдая до сих пор популярны.

Комедию Гайдая принято называть "сатирической", что верно лишь отчасти. Погони и другие коронные ситуации американской комичности ни были сильной стороной режиссера.

Бесспорно, фильмы Гайдая содержат в себе отпечаток того времени, когда их создавали, но они совсем не потеряли своих ярких красок, а не вылинявших и не пожухли от времени, и, что интересно, не воспринимаются как «осколок» советской эпохи. Язык не поворачивается назвать его кино советским - в нем абсолютно отсутствует идеологическая примесь. Более того, как мы уже узнали, что гайдаевскеи фильмы были даже антисоветскими. В том смысле, что они не только не укрепляли тогдашнюю систему, а наоборот - разрушали ее идеологический фундамент. Не знаю, делалось ли это автором сознательно, намеренно. Может, этот его стихийный антикоммунизм был проявлением естественного протеста умного, мыслящего, талантливого, неравнодушного человека против фальши, лжи, лицемерия, маразма коммунистической системы.