logo search
Анализ и пути совершествования социально-культурной деятельности в Студии "Древо"

2.1 Состояние СКД в Студии

Творческая мастерская деревянной скульптуры для детей и подростков Студия «Древо» с точки зрения социально-культурной деятельности занимается следующим. Обучение детей и подростков русским народным ремеслам:

резьбе по дереву, резной деревянной игрушке, плетению игрушек из липового лыка, расписной деревянной игрушке;

реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов по слуху и детей социально незащищенных при совместном их обучении народным ремеслам.

Рассмотрим более подробно по пунктам текущую социально-культурную деятельность Студии «Древо». Направления работы:

- организация досуговой деятельности детей-инвалидов;

- работа мастерской детей и родителей по изготовлению дидактической игрушки;

Услуги:

- Консультации родителей по вопросам воспитания детей-инвалидов.

Услуга предоставляется бесплатно родителям детей с ограниченными возможностями на базе Студии. С момента внедрения за консультацией обратилось более 700 человек, планируется расширение.

- Изготовление и распространение реабилитационно-адаптивной игрушки. Продажа производится по адресу: Санкт-Петербурга, В.О., ул.. Гаванская, д. 52, 3 дня в неделю.

Планируемые проекты и услуги: организация досуговой деятельности в доме самостоятельного проживания для молодых людей с ограниченными возможностями. Цель проекта: создать пакет технологий по организации досуга инвалидов.

Характер мероприятий: творческие мастерские, производственные мастерские по интересам. Приглашаются к сотрудничеству: иностранные благотворительные организации, школы, НКО, родителей.

В Санкт-Петербурге в Культурно - выставочном центре «Евразия» состоялась специализированная выставка-ярмарка художественных изделий «Сувениры. Подарки. Украшения». Выставка явилась подарком для жителей Санкт-Петербурга к празднику 300-летия города. Ее организатор - выставочное объединение «СИВЕЛ».

Выставка прошла при поддержке Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Правительства Ленинградской области, Российского Этнографического музея, Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии.

Цель выставки - демонстрация и реализация художественной продукции, а также создание благоприятных условий для делового общения представителей малого и среднего бизнеса - фирм-производителей и оптовиков, заинтересованных в реализации сувенирной продукции и изделий народных промыслов и ремесел. В работе выставки-ярмарки приняло участие более 150 фирм из различных регионов и областей Российской Федерации (Северо-Запада, Нижегородской, Тверской, Ярославской, Томской, Ивановской, Челябинской и других), Украины и Белоруссии.

Свои работы выставили мастера-ремесленники: художники, коллекционеры, флористы. В рамках выставки прошли мастер-классы резьбы по дереву детской студии «Древо».

По проделанному самостоятельно исследованию можно отметить, что экспозиция была представлена следующими тематическими разделами:

1. Сувенирная продукция (бизнес сувениры, художественные и рекламные сувениры).

2. Ювелирные изделия, бижутерия.

3. Народные художественные промыслы и ремесла.

4. Художественный текстиль.

5. Предметы интерьера.

6. Изделия флористики.

7. Одежда, головные уборы.

8. Игрушки, игры.

Как всегда, большой интерес к выставке проявили фирмы-оптовики, у которых есть возможность заключать соглашения на оптовые поставки сувенирной продукции с известными фирмами производителями, собранными на одной выставочной площадке.

Существует уверенность, что выставка-ярмарка «Сувениры. Подарки. Украшения» и в дальнейшем будет способствовать развитию и распространению традиций народного творчества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, повысит интерес к деятельности объединений и фирм, ориентированных на реализацию изделий народных промыслов, окажет в целом положительное воздействие на развитие рынка сувенирной и подарочной продукции.

Остановимся подробнее на специфике социально-культурной деятельности в Студии «Древо». Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт.

Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд. Дерево лечит человека и наполняет его жизненной энергией. Дерево обладает бактерицидными свойствами, так хлеб, который хранится в деревянной хлебнице, сохраняется гораздо лучше, чем в хлебнице, изготовленной из другого материала, а уж если хлебница сделана из можжевельника, тут и говорить не приходится, такой прокисало несколько недель, это было хорошо известно нашим предкам.

Резные работы по дереву -- национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества -- резьбу по дереву. Таким образом, Студия является продолжательницей русских традиций, возрождается элемент национального сознания.

И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы, становятся одной из основ эстетического воспитания детей, развивают мышление и вырабатывают вкус к искусству.

Начинать занятия в Студии «Древо» нужно с освоения наиболее простых видов резьбы по дереву: контурной и геометрической (трёхгранно-выемчатой). Эти виды резных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов. Резную композицию практически можно выполнить одним косым ножом на любой из лиственных пород, а в геометрической резьбе и на всех хвойных породах.

Несмотря на простоту исполнения контурный и геометрический виды резных работ обладают высокими эстетическими качествами и позволяют приобрести определённые умения и навыки, что важно для людей с ограниченными возможностями.

Знания и навыки, полученные в течение первого года занятий, дают возможность на втором году успешно справляться с более сложным видом работ: заоваленной резьбой с подушечным и подобранным фоном, а на третьем году и с рельефной резьбой.

Теперь коснемся второго аспекта социально-культурной деятельности Студии «Древо» - реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов по слуху и детей социально незащищенных при совместном их обучении народным ремеслам.

Хозяйственно-экономическая функция Студии состоит в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, обеспечении материальных условий жизни, ведение домашнего и личного хозяйства, соблюдение семейного бюджета, поддержание определенного порядка в учреждении. Главными моментами, характеризующими ее, являются: время, затрачиваемое на труд, распределение труда между членами Студии, мера использования посетителями общественно-бытовых учреждений.

Характер выполнения посетителем хозяйственно-экономической функции оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат группы, на воспитание. Здесь значение имеет все, начиная от источников количества семейных доходов, кончая распределением труда в Студии.

Характер влияния хозяйственно-экономической функции на взаимоотношение в Студии может быть двояким: положительным (при справедливом распределении труда между участниками, старшим и младшим поколением, способствует укреплению отношений и трудовому воспитанию). Негативным - при неучтении некоторых особенностей группы и посетителей в частности.

Компоненты: организация внутригруппового общения (сфера общения сужаются до бытовых проблем), посредничество Студии в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой, искусством.

Здесь необходимо вспомнить определения межличностных отношений, общения, их взаимосвязи. Требование: доверительность, открытость, естественность, доступность, сопереживание. Функции: психологическая защита, эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в личном счастье.

Досуг - условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек всецело распоряжается сам Шамсутдинова Д.В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграцией личности: Дисс. - СПбГУКИ, 2003. С. - 22.. Досуговая (рекреационная) функция Студии «Древо» - организация рационального досуга, восстановление трудоспособности. Во-вторых, удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

Досуг не синоним “отдыха” и “развлечения”. Досуг не сводится только к отдыху, ибо он может быть заполнен и такой деятельностью, которая не уменьшает, а увеличивает усталость от основной работы.

Досуг не исчерпывается и развлечениями, хотя бы потому, что он может включать и другие формы препровождения свободного времени.

Досуг в Студии можно разделить на следующие компоненты. Время на дом, труд и самообслуживание, в том числе с использованием услуг коммунально-бытовых учреждений (покупки, приготовление пищи, уход за помещением, мебелью, одеждой, обувью). Во-вторых, время на сон и еду. В-третьих, свободное время, затрачиваемое на учебу, повышение квалификации и самообразование, общественная деятельность, отдых.

Среди различных дел, выполняемых в свободное время есть такие, которые выполняют по долгу (общественные, семейные и другие): учеба, общественная работа, домашний труд; и такие, в выборе которых принимает участие он сам.

Та часть свободного времени, которой человек распоряжается по своему усмотрению и есть досуг.

Главные характеристики досуга в Студии «Древо»:

- Продолжительность

- Место проведения

- Форма проведения

- Нравственно-эстетический уровень

Досуг - действенное средство воспитания, связано с тем, что в нем обогащение личности, ее духовности, происходит без особых дидактических усилий Даринский А.В. Досуг // Рос. пед. энциклопедия. В 2 т. - 1993.- Т.1.- С. 288-289.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Минск, 1981. С. - 95..

Поэтому кроме опасности “чисто развлекательного досуга” не менее грозная опасность для воспитательной миссии досуга - освобождение его от развлечений. При этом очень важно учитывать следующее: система обучения должна быть согласованна со школьными программами, чтобы ребенок, придя в школу, уже довольно ясно мог себе представить требования учителей. Программа обучения обязательно должна иметь познавательную основу. Также необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка. Еще В.А. Сухомлинский сказал: «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!»

Недостатки в организации досуга не только снижают уровень семейного воспитания, но отражаются на содержании самих отношений. Они ослабляют сопротивляемость семьи таким разрушительным фактором как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение, отчуждение.

Поэтому совершенствование организации семейного и общественного досуга одна из нравственных задач общества.

Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами, как это происходит с детьми-инвалидами по слуху.

В связи с отмеченным, в Студии возрастает потребность в психотерапевтических функциях: “резонирование” (понимания и помощи друг другу в оценке позиций по важным проблемам), поддержка другого в самореализации и личностном развитии.

Новизна этих функций Студии заключается не в самих функциях, а в их осознании, не только как критерия оценки групповых отношений, но и как психологического инструмента регуляции этих отношений.

Характеристика основных параметров структуры Студии: сплоченность, иерархия, границы, гибкость, ролевая структура. Взгляд на СК учреждение как систему характерен для современных психотерапевтов и исследователей. творческий досуговый глухой подросток