1. Дьявол в богословии: Истоки образа дьявола на суде
На протяжении многих веков христиане представляли сатану как главного противника Бога и страшного врага человечества. Поэтому фигура дьявола, подающего иск против всего человеческого рода, и демона, который ведёт тяжбу с Девой Марией и Иисусом Христом, не кажутся нам столь уж удивительными. Но идея об этом противостоянии существовала не всегда и начала оформляться лишь к VI в. до н.э. после появления Книги Иова. До этого времени дьявол воспринимался лишь как слуга Господа, причём его злая природа никак не выделялась. Скорее он выражал сомнение в праведности человека, но не представал противником его Создателя, так как был полностью подчинён ему. Более того, уже сами имена дьявола связаны с его ролью противника Бога и человечества. Слово «сатана» происходит от арамейского «satan», что означает «обвинитель», «клеветник», его аналогом в греческом стало слово «дйЬвплпт», которое было заимствовано латынью, а затем перешло во многие другие языки (Almond, 2014, 11). Эти титулы изначально не относились к враждебной, пугающей природе дьявола, но лишь указывали на формальную функцию обвинителя. По мнению исследователя Филиппа Алмонда, в книге Иова дьявол впервые проявляет себя как противник человечества, пытающегося искусить Иова и показать богу, что тот недостоин считаться праведником (Almond, 2014, 11). По мнению Ф. Алмонда и Э. Пейджелс, начало сюжета противостояния Бога и дьявола появляется на сто лет позже в книге пророка Захарии (Almond, 2014, 12): «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?» [Зах.3:1-2].
Другой ипостасью сатаны становится Люцифер, светоносный ангел, падший из-за своей гордыни. Позавидовав человеку, которого Бог сотворил по своему образу и подобию, он попытался уподобиться своему Творцу, за что и был наказан и сброшен с небес вместе с другими мятежными ангелами. В этом сюжете также отображена враждебная природа сатаны, который становится завистливым врагом человечества, но при этом обладает более высоким статусом по отношению к человеку. Эта история воспроизводится в ходе процесса Девой Марией и Христом в доказательство гордыни и низости дьявола, который испрашивает у судьи справедливости, хотя сам несет на себе отпечаток греха. Здесь образ дьявола становится связан и с вопросом о самостоятельности и свободной воле повелителя зла. На небесном суде Мария отвергает претензию демона-представителя, который пытается доказать, что его господин согрешил меньше, чем человек, ведь Создатель не предупредил его, что за свой проступок он будет свергнут с небес, в то время как Адам и Ева по собственной воле, а не по незнанию нарушили данный им завет. Защитница человечества утверждает, что, будучи ангелом, Люцифер должен был отличать добро от зла, он обладал совершенной природой и полной свободой воли, а следовательно, совершил более тяжкий проступок, чем человек. Этот образ падшего ангела отражает важную категорию средневековой культуры и общества. А.Е. Махов утверждает, что грех Люцифера воспринимался как наиболее тяжкий, так как он нарушил всю мировую гармонию, предал отведенное ему место в общей картине мироздания (Махов, 2014, 111), что было абсолютно неприемлемо для средневекового человека. Вся феодальная и даже городская система отношений регулировалась горизонтальными связями, в которых каждый отдельный человек, семья или содружество играли определенную отведенную им социальную роль. Дьявол-отступник хочет, чтобы разрушился сам человеческий мир, творение Господа (Махов, 2014, 111).
Другая интересная роль, которая отводилась дьяволу в средневековой культуре, была связана с его подражательством мироустройству Бога. Сам сатана не имел созидательной творческой силы, считалось, что все чудеса демонов и самого властителя преисподней не имеют реальной силы, но являются лишь иллюзией, предназначенной для искушения людей. В симметричном мире «Процесса сатаны» дьявол также является подражателем Бога и божественного творения - он вызывает на суд демона-представителя в противовес защитнице человечества Марии, восседает на возвышении в Аду, даже намекает на своё равенство Богу по статусу (тогда как он является князем мира сего, князем нечестивых грешников, Христу отводится роль владыки праведных). Из-за этого свойства дьявола часто сравнивали с обезьяной, называя его «обезьяной Бога», ведь его кривляния и попытки подражать Господу были тщетными и порой даже смешными. Желая уподобиться Богу, Люцифер обрек себя на падение и вечное бесполезное повторение божественных действий (Махов, 2014, 191).
Стоит упомянуть и идеи Фомы Аквинского о природе зла, которые нашли отражение в тексте «Процесс сатаны». Его теория во многом являлась откликом на верования секты катаров, распространившейся по Европе в XII-XIII вв (Johnson, 2015, 44). В «Сумме теологии» Фома Аквинский пытался создать такую картину божественного мироздания, которая заменила бы полярное мировоззрение катаров, веривших в полное разделение и независимость друг от друга добрых и злых сил. Аквинат развивает мысль Августина, по которой зло является «лишенностью добра», таким образом сохраняя всемогущество Бога, для которого дьявол теряет статус сильного врага. Более того, зло не может рассматриваться как сила равная и полностью противостоящая добру, так как является лишь его отсутствием, особенно показателен в этом плане отрывок из рассуждений на 14 вопрос первого тома: «Хотя зло и не является противоположностью божественной сущности, которая не подвержена разрушению злом, но оно противоположно следствиям Бога, которые Он знает через посредство Своей сущности; и, зная их, Он знает и противоположное им зло» Фома Аквинский. Сумма Теологии. Том 1, вопрос 14, раздел 10. [http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologii-tom-1/14_10#note255_return]..
Катары же, напротив, склонялись к манихейскому видению мира, в котором добро и зло были полностью отделены друг от друга и находились в равном положении - добрый бог не мог контролировать проявления злых сил. Само зло, воплотившееся в дьяволе, было неразрывно связано с материей, считалось, что физический мир был сотворен именно злым началом, и лишь душа могла познать добро (Martin, 2005, 27). Можно предположить, что текст «Процесса сатаны», появление первых версий которого пришлось как раз на период появления и быстрого распространения катаризма на территории Италии и Франции, содержал в себе отсылки к популярным идеям еретиков, а также их критику. Как мы уже успели увидеть в тексте «Процесса сатаны», дьявол со всей силой пытается противостоять Христу и Марии, указывая на свой статус князя мира сего, пытаясь занять равное положение рядом с Христом, и тем самым отстоять своё право распоряжаться человеческим родом так же, как это делает Господь. Демон и дьявол действуют вполне самостоятельно, претендуя на равенство с защитницей человечества и судьей. Более того, как мы уже упоминали ранее, Дева Мария связывает несовершенную природу человека именно с его телесностью, принадлежностью к миру материи, которая и склонила его к греху.
Сюжет «Процесса сатаны» показывает данное противостояние, доведенное до абсолюта: хотя дьявол и вызывает на суд человеческий род, но сами прения проходят между Девой Марией и дьяволом с помощью демона, добрые и злые силы встречаются лицом к лицу. Фактически перед читателем предстает борьба за душу человека. Дьявол выполняет функцию обвинителя, заложенную в его имени, призывая Христа справедливо воздать человечеству за его прегрешения, выискивая всё новые и новые доводы против своих рабов. Более того, дьяволу удается смутить верховного судью, вынуждая его в замешательстве прибегнуть к помощи Богородицы, прося ее разбить доводы демона, так как на первый взгляд они кажутся абсолютно законными и логичными Processus, p.16.: Et dixit filius matri sue: O advocata mundi responde demoni quia prima fatie ius et iustitia postulare videtur.. Как мы уже успели увидеть ранее, дьявол проигрывает на суде, но приобретает самостоятельность, он не является пассивным персонажем и представляет собой сильного противника Девы Марии и Иисуса Христа. Хотя образ Бога-триумфатора, всячески препятствующего низкому замыслу дьявола, является центральным в данном произведении, своё отражение здесь находят и популярные в народе идеи катаризма, связанные с греховностью плоти и относительной самостоятельностью сил зла.
Первый грех Адама и Евы является причиной, по которой дьявол овладевает человечеством и затем пытается вернуть своё право на обладание им на суде, вокруг которого и строится сюжет трактата «Процесс сатаны». Сами участники процесса имеют различные мнения по поводу законности права дьявола на обладание душами людей - в то время, как демон-представитель утверждает, что оно было дерзко отнято у его повелителя, Дева Мария считает, что демоны и сам сатана были всего лишь стражниками душ, которые томились в темнице Ада до прихода Христа, и потому дьявол не обладал правом собственности. Тяжущиеся стороны во многом повторяют различные интерпретации сюжета грехопадения, а также идеи о праве дьявола на обладание человеческим родом, которые можно найти у средневековых богословов.
Вопрос о праве на обладание человечеством напрямую связан с сюжетом искупления греха Адама и Евы Иисусом Христом и последовавшим за ним спуском в Ад. Как должны мы расценивать неповиновение человечества воле Бога? Сделал ли человек собственный выбор или был коварно искушен дьяволом? И какова в таком случае роль самого властителя преисподней: являлся ли он непобедимым противником Бога, или грехопадение могло произойти и без его помощи? Эти вопросы занимали многих средневековых богословов, которых теоретически можно разделить на две группы. Для первой группы, которая основывалась на идеях Блаженного Августина, истина заключалась в так называемой «теории выкупа» («ransom theory») или точнее «теории уплаты недолжного» (Almond, 2014, 29). В данной теории дьявол действительно обладал правом на человеческий род, и долг человека перед ним мог быть снят лишь невинной жертвой Христа. Вторая группа, напротив, не считала, что сатана мог по собственной воле распоряжаться человечеством, но был лишь его стражником. Адам и Ева нарушили завет своего Создателя и должны были искупить свою вину именно перед ним. Но и в том, и в другом случае стоит отметить юридическое прочтение событий грехопадения и искупления, ведь зачастую богословы, рассуждавшие на данную тему, обладали не только теологическим, но и юридическим образованием.
Наиболее известным защитником первой точки зрения стал Святой Августин. В своём трактате «О Троице» Августин описывает спуск Христа в преисподнюю не просто как милосердный поступок, но как юридический акт, ведь Иисус с помощью справедливости выводит человечество из-под ига сатаны. При этом Августин утверждает, что человек действительно изначально принадлежит князю мира сего, так как он обременён смертным телом, которое должно обратиться в прах (Августин Аврелий, 2004, 298). Телесное же противно Богу, который говорит «Мой дух не будет пребывать в этих людях, потому что они плоть» [Быт.6:3]. Смертность человека является результатом его противления воле Бога, в акте грехопадения он устанавливает своеобразный договор с дьяволом, который теперь имеет право на каждого родившегося человека до того, как он или она примут крещение. Сам же дьявол также был создан Богом и по природе своей является «любителем власти» (Августин Аврелий, 2004, 299), пытающимся идти вопреки праведности. Такое прочтение образа дьявола сильно отличает теорию Августина от последовавшего за ним Фомы Аквинского. Злые дела дьявола становятся известны Богу, до некоторой степени он держит его действия под контролем. Более того, именно Августин впервые разделяет понятия справедливости и власти, что является ключевым моментом для теории искупления.
И праведность, и власть исходят от Бога, но при этом праведность, справедливость имеют приоритет перед властью (Августин Аврелий, 2004, 300). Дьявол же, как любитель власти, получил своё право силою, но не по справедливости, так как он искусил и обманул человека. Иисус Христос мог лишить дьявола его древнего права и власти над человеком только с помощью восстановления справедливости, без которой власть является лишь насилием. Августин упоминает о том, что Христос не имел перед сатаной долга и был совершенно невинен, так как, хотя и принадлежал к человеческому роду, был рожден от непорочного зачатия и таким образом не нёс на себе бремени первого греха. Следовательно, он не был и связан долгом с дьяволом, а потому отдал ему то, чего не был должен, лишив сатану права на обладание человечеством. Более того, в теории Августина дьявол не просто имел право на людей как на своих должников, но удерживал их силой, в особенности это относилось к верующим, которые почитали невинно убиенного Христа (Taylor, 2005a, 64). В любом случае, именно Христос обладал достаточной силой, статусом и справедливостью, чтобы искупить долг перед сатаной, так как он в равной степени являлся и Богом и человеком. Обладай он исключительно божественной природой, не произошло бы акта искупления, ведь сам Бог ничего не должен ни человечеству, ни дьяволу, но будь Иисус полностью человеком, он не смог бы преодолеть бремя первого греха. Дьявол присваивает жертву Христа путём condictio indebiti, о чем говорилось выше, и весь акт искупления, тем самым, приобретает юридическую окраску. Христос не просто искупает грех человечества по своему милосердию, как бы давая человечеству взаймы, но полностью уплачивает дьяволу то, чего сам не был должен. Теперь дьявол становится должником Христа, вынужден подчиниться ему и допустить спуск Христа в Ад.
Именно эта теория ложится в основу сюжета «Процесса сатаны», ведь здесь дьявол считает, что обладает законным правом, которого он был несправедливо лишён. Сам факт подачи иска подразумевает, что сатана был изначально уверен, что человечество принадлежало ему по закону. Демон-представитель приводит справедливые доводы в пользу своего господина, в то время как Христос и Мария чаще обращаются к милосердию и высшей справедливости и, в конце концов, выигрывают дело, несмотря на апелляции представителя сатаны к земному праву.
Вторая точка зрения отстаивалась Ансельмом Кентерберийским, для которого сатана не являлся противником Бога или врагом человечества, но был лишь второстепенным участником священной драмы. Для Ансельма наибольшей важностью обладала концепция свободной воли человека, сам Бог в таком случае становился свободен от ответственности за зло, которое присутствует в мире. Бремя свободного выбора полностью падало на человека, Адам и Ева совершили свой поступок по свободной воле и несли всю полноту ответственности перед своим Создателем, так что грехопадение могло произойти и без наущения дьявола (Рассел, 2002, 219). Адам и Ева порвали договор именно со своим Творцом, но не с сатаной, который не имел никакого права на обладание людьми. Бог обещал первым людям блаженство в обмен на повиновение, но пойдя против его наставлений, люди оказались в позиции должников, несправедливо разорвавших соглашение. Таким образом, как пишет об этом Дж. Рассел, человечество обязано было выплатить свой долг Богу, но не дьяволу. По идее Ансельма Христос искупает вину человечества перед Богом, он отвергает «теорию выкупа» и формирует собственную «теорию удовлетворения» (Рассел, 2002, 220). В теории Ансельма лишь Христос может искупить вину человечества перед Богом, так как он является частью человечества, но также может полностью выплатить долг Творцу, так как сам принадлежит божественной природе.
Точка зрения Ансельма также находит своё отражение в сюжете «Процесса сатаны». Дева Мария и Христос напоминают демону, что именно Бог является творцом и, следовательно, господином всего человеческого рода, и ему одному принадлежит право на обладание людскими душами. Он сотворил человека по своему образу и подобию, предуготовил для него высший удел, а потому не может допустить, чтобы дьявол обладал на него правом, иначе все творение Господа не имело бы смысла Processus, p.21.: Respondet advocata: Adhuc loqueris maledicta. Scis enim quod deus creavit hominem ad imaginem et similitudinem suam… Et ipsum hominem voluit esse heredem vite eterne quam olim promisit Abrahe et femini eius. Igitur humanum genus non debet esse tuum sed debet celestis glorie gaudio collocari.. В то время как утверждения дьявола повторяют некоторые из идей теории Августина, слова Марии и Христа вторят теории Ансельма, по которой человек принадлежит в первую очередь Господу, его грех полностью искуплен жертвой Христа.