3.1 Методика развития колористического видения у студентов в процессе работы над пейзажем на уроках композиции
Методика - это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала.
Методика в образовании - описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
Методика обучения предмету включает в себя цели обучения: образовательные, развивающие, воспитывающие, практические.
Типы уроков:
- урок ознакомления с новым материалом;
- урок закрепления изученного;
- урок применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки и коррекции знаний и умений;
- комбинированный урок.
Структура урока — это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах.
- организация начала урока;
- сообщение темы урока и его задач;
- изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
- формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии;
- упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
- творческое применение знаний и умений;
- упражнения по отработке навыков;
- домашнее задание;
- итог урока с оценкой проделанной работы.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Методы, используемые на уроках:
- практические.
- словесные.
- наглядные.
В работе со студентами все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Словесный метод – это рассказ, поэтические тексты, беседа, чтение, пересказ, диалог, обсуждение.
К наглядным методам относятся – наблюдения, просмотр рисунков, картин, репродукций, диафильмов, прослушивание музыки.
К практическим методам относятся – упражнения, которые подразделяются на:
- подражательно – исполнительные (академические).
- конструктивные.
- творческие.
В процесс организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще дидактическим методам:
- научности
- систематичности
- последовательности
- доступности
- активности
- использование индивидуального подхода.
Методы и приемы, используемые на уроках композиции:
Принцип от простого к сложному чаще всего применяется в
практической деятельности, где нужно начинать с подражательно – исполнительного метода и только потом, переходить к конструктивным и творческим методам, чтобы у студента уже была основная база навыков для творческой деятельности. Но главное, педагог должен грамотно использовать взаимодействие всех методов – и словесных, и наглядных. Только тогда можно говорить о продуктивной творческой деятельности.
Для практических методов существует целый ряд специальных занятий на наблюдение и открытия, сравнения и фантазию. На различных примерах идет планомерное обучение различным, художественным приемам изображения окружающего мира, передача эмоций и настроения.
Выделим ряд основных методов и приёмов, обеспечивающих развитие колористического видения у студентов.
На первом этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине.
На втором этапе – выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности.
На третьем этапе – восприятие результатов творчества; анализ и оценка работ с учетом мнений каждого «автора»; доброжелательное отношение к замыслам студентов.
Дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения.
Дидактический материал — особый тип наглядного учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д.,
На занятиях по композиции использовался иллюстративный материал такой как: цветовой круг, колористические таблицы, работы художников, соотношении контраста цветов, воздушная и линейная перспектива, виды пейзажа.
Эти методы и приёмы помогают студентам создавать художественные образы в творчестве. Н.А.Ветлугина подчеркивает, что пути усвоения художественного опыта идут в различных направлениях. Один из них – воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение студентом ранее выработанных приёмов поведения и способов действий. В основе другого – творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества. Обучение и творчество специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства, но между ними устанавливаются связи, в результате которых студент овладевает обобщенными способами действий и может свободно переносить полученные навыки, умения в собственное изобразительное творчество.
- Раздел 1 проблемы развития колористического видения в процессе работы над композицией пейзажа…………………...6
- Раздел 2 живописный пейзаж как средство развития колористического видения у студентов педагогического техникума……………………………………………………………………24
- Раздел 3 опытно-экспериментальная работа по методике развития колористического видения у студентов в процессе работы над пейзажем на уроках композиции…41
- Раздел 1 проблемы развития колористического видения в процессе работы над композицией пейзажа
- 1.1Понятие и сущность колорита в живописи
- 1.2 Особенности развития колористического видения и технология изображения масляной живописи
- Раздел 2 живописный пейзаж как средство развития колористического видения студентов педагогического техникума
- 2.1 История развития пейзажа как жанра живописи
- 2.2 Последовательность выполнения композиции живописного пейзажа (на примере авторской работы)
- Раздел 3 опытно-зкспериментальная работа по методике развития колористического видения у студентов в процессе работы над пейзажем на уроках композиции
- 3.1 Методика развития колористического видения у студентов в процессе работы над пейзажем на уроках композиции
- 3.2 Результаты опытно-экспериментальной работы