1.2 Особенности развития колористического видения и технология изображения масляной живописи
Художественные произведения действуют куда сложнее, чем простой показ какого-нибудь примечательного объекта, особо красивого и чем-либо значительного. Оно живет правдой чувств и переживаний, выраженным сильным языком искусства. Дело ведь не только в том, что изображено, а как изображено, несколько выразительно.
Нужно уметь чувствовать «музыку» картины, ее художественно-образное содержание. Вот тогда произведение начинает в полную силу действовать на нас. И тут же мы не просто смотрим изображенный факт, а эстетически переживаем его.
Воспитать в себе эстетическую культуру нелегко. Тут не обойтись без определенного круга знаний, без способности глубоко чувствовать. Многое теряет зритель, не имеющий такой художественной восприимчивости. Вереницы картин остаются для него не понятными, засекреченными, а из музея он выходит с чувством пустоты и утомления.
Искусство живописи - искусство изображения. В этом его отличительная особенность от других искусств. Живопись наглядна и отображает конкретную картину жизни [3].
Правда, подобие жизни, будучи переведенным, на язык искусства. Не тождественно ей. Сходство с реальностью передаются условным языком.
Условно в картине пространство - ведь оно изображено на плоскости (холст, бумага, стена); условные линии рисунка - в реальной действительности ни каких линий нет; условно краска, взята очень часто в измененном качестве сравнительно с той, какую мы привыкли видеть в натуре.
Художественное изображение, если оно исполнено не красочно. А одноцветно, можно назвать рисунком.
Рисунок наносят на холст до того, как живописное произведение будет выполнено в красках; в виде рисунка обычно используются книжные иллюстрации; при помощи какого - ни будь одноцветного материала - углем, карандашом, и т.д. создается рисунок, как самостоятельный вид изобразительного искусства.
Во всех этих случаях применено не живописное, а условно тоновое, или линейное, или штриховое решение.
Живое письмо примечательно тем, что в художественной форме наиболее полно отражает окружающий нас реальный мир.
Пространство, освещенность, воздушная среда, форма объемности, главное же цвет во всем его богатстве - все это разные стороны живописного изображения. Прибавьте материальное разнообразие: тяжесть - легкость, плотность - воздушность и т.д. Эти реальные свойства тоже могут быть переданы средствами живописи.
Изобразительные возможности искусства живописи распространяются не только на видимые оптические показатели, но захватывают и области глубинные, психологические, идейные [8].
В конкретном жизненном изображении, в его особой художественной подачи таится материал для размышлений и переживаний.
Зритель попадает в чудесную область живописного творчества.
Зрительное восприятие цвета как определенного изучения является результатом сложного взаимодействия ряда процессов, возникающих в силу действия светового раздражителя на первые окончания глаза.
С точки зрения психологии зрительное восприятие света и цвета одного и того же качества не всегда одинаковы не только разных людей, но даже и у одного человека из-за влияния всякий раз конкретных особенностей наблюдения. Высказывания еще М.В. Ломоносовым, а в дальнейшем развития и подтверждения рядом исследования гипотеза о трехмерности цветового зрения человека допускает, что зрительный анализатор содержит три цветоощущающих приемника являющихся тремя нервными аппаратами, активизация которых соответствует трем видам возбуждения: красного, зеленого, синего. Многообразие цветовых особенностей вызывает различные соотношения в величине этих трех возбуждений. Один из указанных аппаратов глаза в основном восприимчивы к длинно волновым лучам спектра (красная зона спектра), другой более восприимчив к коротковолновым луча (синяя зона и третий - к «средним» лучам (зеленая зона). Таким образом, излучения, одновременно воздействия на все три приемника и вызывая реакцию импульсов, после сложной трансформации вызывают цветовые ощущения. Благодаря этому мы способны ощущать громадное число градаций в окружающей нас световоздушной среде. Такая оценка света излучения, называя психофизической, позволяет классифицировать цвета и делать расчет по спектральному составу.
Видения цвета нужно рассматривать как комплекс воздействия ряда процессов, возникающих под воздействием светового раздражителя на нервные окончания глаза.
Глаза человека обладают способностью к различию почти десяти тысяч цветовых оттенков ахроматических и хроматических цветов.
Спектральные цвета составляют лишь небольшую часть всех видимых нами цветов. Большинство цветов в окраске объектов природы не являются спектральными. Сюда относится множество оттенков серых, коричневых, пурпурных и т.д. [17].
Как известно, путем оптического смещения трех основных цветов спектра красного, зеленого, синего - можно получить все промежуточные цветовые тона. Эти цвета соответствуют и трем видам возбуждений цветоощущающих приемников глаза. В тоже время в практике живописи принято считать за основные цвета красный, желтый, синий в виду того, что именно из трех красок, соответствующих этим цветам, можно получить остальные.
Расположенные рядом цвета всегда взаимодействуют, придавая друг другу оттенок нового качества. Поэтому значение того или иного цветового пятна «общем» живописном решении зависит от выразительности взаимосвязи с соседними цветами. Взаимовлияниями цветовых пятен происходит на основе явления одновременного контраста.
Распространяясь по форме в зависимости от ее характерных особенностей, свет приобретает различные градации от самого светлого до самого темного пятна, в связи, чем возникает понятие о светотеневых оттенках.
Передача средствами живописи объемной формы предметов, расположенных в пространстве, их колористического состояния возможна лишь путем использования цветовых и тоновых качеств, составляющих основные свойства того красочного материала, которым пользуется художник.
Говоря о живописи, мы имеем в виду изображение, которое формируется благодаря свету. Оно, подобно «картинке» на сетчатке глаза, должно подчиняться тем же физическим законам, чтобы зритель мог его проанализировать. Эти законы базируются на контрасте.
Без контраста нет восприятия и, следовательно, нет экспрессии. Впрочем, он не обязательно должен быть резко выраженным: иногда едва заметное различие в оттенке цвета или светосиле способно вызвать сильные эмоции.
В соответствии с художественными целями мастера контрасты в живописи создаются на разных уровнях, касается ли это света, цвета, пространства, текстуры, формы.
Свет привлекает художников не только в силу своей практической функции - как элемент, определенной формы и пространства, он обладает еще и неким особым волшебством. Это символ духовности. На него не распространяются закон градации, и все, что связано с ним, окружено таким же ареалом таинственности: тень, свет, цвет, яркость и т.д. Свет наполнен умозрительным, символическим и эмпирическим содержанием. Художники по-разному изображали на своих картинах. В некоторых случаях он создает очень чувственную атмосферу, в других является символом божественного или сверхъестественного.
Свет и цвет - неотъемлемые элементы пейзажа. Пленяющие нас картины природы подчеркиваются особой атмосферой, создаваемой светом и цветом: рассвет, различные оттенки летних цветов, тенистые долины, вершины гор, освещенные заходящим солнцем, грозовое небо, туман в лесу, неподвижная поверхность воды в пруду ранним утром... эту красоту можно передать, лишь используя свет. Это, особенно, и было основной задачей художников.
Изобразить окружающую природу по средствам пейзажа с изображением неба. Художник должен передать, художников на картине естественный свет не зависимо, от того, что будет изображено - долина, море или облако. Важно также учитывать время суток, время года и т.д. Пейзажи следует писать на пленэре, чтобы правильно передать свет, кроме того, это весьма стимулирует творческий процесс.
Свет позволяет получить изображение, полностью зависящее от качества этого света. При этом темные области воспринимаются более удаленными и глубокие, а светлые как близкие и плоские. Следовательно, градация, требующая перехода от более светлых тонов к более темным, всегда будет вызывать ощущение глубины. Различные в освещенности предметов так же создает эффект расстояния: яркое освещенное ближе, чем расположенное в тени. Таким образом, способ распределения света на пейзаже помогает создавать обстрактивные пространственные ощущения (пустоты, глубины, расширение или атмосферу).
Импрессионисты, внимательно изучали свет и цвет, отображая на картинах своими впечатления от этих наблюдений.
Свет обеспечивает восприятие окружающего нас мира на чувственном и эмоциональном уровне. Именно свет позволяет нам видеть все окружающее, в том числе и цвет.
Восприятие – это не пассивное явление, как может показаться на первый взгляд. Мы активно реагируем на раздражители: исследуем, выбираем и анализируем их; выявляем сущность, переходим к абстракции и, наконец, синтезируем, сопоставляем с нашим предыдущим опытом.
Взаимоотношение между восприятиями элементами для нас даже более важны, чем сами элементы. Кроме того, предварительно созданная в мозгу играет на столько важную роль, что мы видим то, что уже знаем, а не то, что действительно наблюдаем.
Говоря о цвете предмета, мы имеем в виду него окраску при дневном белом свете. Тот же помидор имеет разные цвета в зависимости от окружающих предметов: объективный и локальный, цвет (красный) в присутствии белого цвета (Делакруа назвал его истинным цветом); другие, светлые и темные, тона этого цвета в зависимости от светотени (розовые, коричневые); и наконец, цвета, отражающиеся на поверхности предметов (например, желтые рефлексы если рядом находится лимон). Цвет пейзажа так же зависит от еще одного важного фактора - световоздушной среды, которая может делать до такой холодным, что коричневый лес в дали, будет восприниматься как голубой [23].
Однако мы рисуем не с помощью света, а используем пигменты. Каждый из них имеет определенные характеристики и отображает световые волны, длина которых соответствует его цвету. В результате мы воспринимаем на картине цвета отображенного света, соответствующие определенным пигментам, и именно это и есть цветовое изображение, которое мы видим.
Цвет светлота цветового тона несут в себе двойной смысл: с одной стороны, они является характеристиками предмета и зависят от материала (лимон светло-желтый, а кокос темно-коричневый), с другой стороны, это освещение вызывающее изменение формы и цветов. Лимон или кокос совершенно по - разному восприниматься во мраке и под разными лучами источника света, так как в зависимости от освещения они будут иметь разные цвета, формы и текстуры и не будут восприниматься как просто желтый лимон или коричневый кокос[1].
Таким образом, подошли к тому, что благодаря восприятию до нас доходит смысл живописных произведений, художественных образов которые доносит до нас художник.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1 проблемы развития колористического видения в процессе работы над композицией пейзажа…………………...6
- Раздел 2 живописный пейзаж как средство развития колористического видения у студентов педагогического техникума……………………………………………………………………24
- Раздел 3 опытно-экспериментальная работа по методике развития колористического видения у студентов в процессе работы над пейзажем на уроках композиции…41
- Раздел 1 проблемы развития колористического видения в процессе работы над композицией пейзажа
- 1.1Понятие и сущность колорита в живописи
- 1.2 Особенности развития колористического видения и технология изображения масляной живописи
- Раздел 2 живописный пейзаж как средство развития колористического видения студентов педагогического техникума
- 2.1 История развития пейзажа как жанра живописи
- 2.2 Последовательность выполнения композиции живописного пейзажа (на примере авторской работы)
- Раздел 3 опытно-зкспериментальная работа по методике развития колористического видения у студентов в процессе работы над пейзажем на уроках композиции
- 3.1 Методика развития колористического видения у студентов в процессе работы над пейзажем на уроках композиции
- 3.2 Результаты опытно-экспериментальной работы