4. Комическое: сущность, структура и функции
Существуют некоторые элементы структурного сходства трагического и комического: в комическом основанием тоже является определенное противоречие; в трагическом и комическом – утрата ценностей, но в комическом – других. Обобщенное выражение трагического – очищающие слезы, комического – смех.
Нередко комическое отождествляется со смешным. Но важно помнить, что комическое не равно смеху, смех имеет разные причины. Смех в комическом – это реакция на определенное содержание.
В каком-то смысле вся история человечества – история смеха, но это и история утрат. Рассмотрим комическое: что такое комическое, каковы его функции и структура.
В обществе существует потребность в духовном преодолении того, что утратило право на существование. В мире человеческих ценностей появляются ложные ценности или псевдоценности, антиценности, объективно выступающие помехой социокультурному существованию человека. Комическое является способом переоценки ценностей, возможностью отделить мертвое от живого и похоронить то, что уже отжило. Но, чем меньше какое-либо явление имеет право на существование, тем больше у него претензий на существование. Разоблачение псевдоценности достигается смеховой реакцией. Гоголь: из предуведомлений актерам к «Ревизору»: насмешки боится тот, кто ничего не боится.
В древних культурах уже был механизм ритуального смеха. Смысл комического – унижение и тем самым переоценка определенных социально ранжированных ценностей. Не случайно, что перед социальными переворотами происходит взрыв комического творчества. Смех разоблачает устаревшие ценности и лишает их пиетета. Средневековый карнавал выполнял функцию сомнения в ценности королевской власти, в безусловности установлений церкви, и это был резерв развития. Здесь действует механизм переворачивания ценностей, способствующий изменению пропорций мировосприятия. В гротескном осмеянии снимались телесные запреты, совершалось пиршество плоти, что способствовало бестрепетной ее переоценке. Истоки русского мата – в его карнавальном характере. Использование этой лексики как нормы в настоящий переходный и кризисный для России период, по меньшей мере, неуместно, а точнее разрушительно в условиях, когда старые ценности уже отвергнуты, а новые еще не состоялись.
Но в комизме не все сводится к отрицанию. Вместе с отрицанием происходит и некоторое утверждение, а именно, утверждается свобода человеческого духа. Смеясь и играя, человек отстаивает свою свободу, возможность преодоления любых границ. У Маркса: человечество, смеясь расстается со своим прошлым. Комизм – это утверждение творческих сил, новизны, идеалов, ибо отрицание ложных ценностей происходит при доминировании положительного начала. Но может быть скабрезный смех человека бездуховного, без идеалов, обозначающий подглядывание в замочную скважину, и смех, вызванный просто проявлением телесности: пошлые анекдоты, и смех цинический – над всем, включая святыни, с позиций отрицания всего и вся, и по отношению к дорогим сторонам жизни других людей.
Определяя структуру комического, необходимо отметить, что это единственная эстетическая ценность, в которой субъект выступает не только реципиентом, приемником информации, в комическом нужна творческая роль самого субъекта. В комическом не нужна определенная дистанция, субъект должен разрушить ее, примерив на себя комическую маску, вступив в свободные игровые отношения с реальностью. Когда это получается и возникает комическое.
Комизм возникает тогда, когда есть некое противоречие в объекте. Чтобы стало смешно, некая антиценность должна быть проявлена в несообразности объекта. В эстетике это называется комическое несоответствие. Вначале это внутреннее несоответствие в объекте. В свете идеала несообразность становится нелепой, абсурдной, смешной, разоблачительной. Условием комического отношения является духовная свобода человека, тогда он способен на осмеяние.
Комическое несоответствие – форма существования комического, так же, как и трагический конфликт – форма бытия трагического. Отсюда две взаимосвязанные способности субъекта: остроумие – способность создавать комическое несоответствие; соединение несоединимого (в огороде бузина, а в Киеве – дядька; стрелять из пушки по воробьям). Здесь же – несовпадение сущности и явления, формы и содержания, замысла и результата. В результате возникает некий парадокс, обнажающий странность данного явления. Эффект комического всегда рождается по принципу метафоры как в детском анекдоте: слон вымазался в муке, посмотрел на себя в зеркало и сказал: «Вот это пельмень!».
Вторая способность субъекта, определяющая грань эстетического вкуса, – способность интуитивно чувствовать комическое несоответствие и реагировать на него смехом – юмор. Если анекдот объяснять, он все теряет. Объяснить комическое невозможно, комическое схватывается сразу и целиком. Существенная черта – интеллектуальность комического как необходимость проявления остроты ума; для дураков комического не существует, оно ими не определяется. Одна из распространенных форм выявления комического несоответствия, предполагающая остроту ума, – противоположность между смыслом и формой выражения. В литературе, например, у Чехова в «Записных книжках»: немка – мой муж большой любовник ходить на охоту; дьячок в письме к жене в деревню – посылаю Вам фунт икры для удовлетворения Вашей физической потребности. Там же у Чехова: действующее лицо так неразвито, что не верится, что оно было в университете; маленький, крошечный школьник по фамилии Трахтенбауэр.
Обратимся к модификациям комического, и, прежде всего, это модификации объектного характера:
1. Чистый или формальный комизм. Формальным возвышенное или трагическое быть не может. Прекрасное, как мы видели, может, форма прекрасного самоценна. Формальный комизм, лишенный малейшего критического содержания – это игра слов, шутка, каламбур. У С. Михалкова в стихах о рассеянном герое: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду». Формальный комизм это парадокс в чистом виде, эстетическая игра ума, являющаяся «технологической» основой последующих форм комизма. В этом случае смеются не над чем-то, а вместе с чем-то. На этой основе возникает содержательный комизм.
2. Юмор – одна из модификаций содержательного комического, а не просто чувство. Юмор – комизм, направленный на явление положительного в своей сути: явление настолько хорошо, что мы не стремимся уничтожить его смехом, но ничего не может быть идеальным, и некоторые несоответствия этого явления и вскрывает юмор. Юмор – смех мягкий, добрый, сочувствующий в своей основе. Он придает человечность явлению, и по отношению к друзьям возможен только юмор. Старый анекдот из серии ответов Бога на претензии попавших после смерти не в рай, а в ад: на просьбу священника сельского прихода, который оказался в аду, вместо гуляки и пьяницы, водителя местного автобуса, оказавшегося в раю, исправить допущенную несправедливость: ответ – все справедливо, ибо, когда Вы читали молитву в храме, вся Ваша паства спала, когда этот пьяница и гуляка вел свой автобус – все его пассажиры молились Богу!
3. Сатира – это дополнение юмора, но она направлена на явления, отрицательные по своей сущности. Сатира выражает отношение к явлению, в принципе не приемлемому для человека. Сатирический смех – это смех жесткий, злой, разоблачающий, уничтожающий. В искусстве сатира и юмор неразрывно связаны, одно незаметно переходит в другое – как в произведениях Ильфа и Петрова, Гофмана. Когда речь о кризисных и жестоких временах, эпохи юмора отходят, обостряются времена сатиры.
4. Гротеск – комическое несоответствие в фантастической форме. У Гоголя нос уходит от хозяина. Масштабность порока, который рассматривается гротеском. В основе гротеска – гипербола порока и доведение его до космических масштабов. У гротеска две стороны: сторона насмешническая, издевающаяся и сторона игровая. Не только ужас, но и восторг вызывают крайности жизни.
Ирония и сарказм – еще две категории комического, субъектные модификации, обозначающие определенный тип позиций, особенностей комического отношения. Ирония – комизм, к которому субъект причастен, но смысл завуалирован самим субъектом. В иронии два слоя – текстовой и подтекстовый. Подтекст как бы отрицает текст, образуя с ним некоторое противоречивое единство. Ирония также требует интеллекта. Ирония – скрытый комизм, хула под видом похвалы.
Чистый комизм, юмор, сатира, гротеск – это комическое по мере нарастания.
Сарказм – антипод иронии. Это открытое эмоциональное выражение отношения и возмущенный пафос, гневная интонация, выражающая возмущенно-протестную позицию.
Подводя итоги, необходимо отметить, что появление эстетических ценностей глубоко закономерно и необходимо, между собой они внутренне связаны, они образуют систему, конкретизирующую определенную социокультурную ситуацию. Любые эстетические ценности – превращенная форма выражения человека и мира его ценностей. Вся наша жизнь – попытка создать свой мир и получить удовлетворение от его обустройства. Но реально это многопланово и описывается, в том числе, эстетическими ценностями прекрасного, возвышенного, трагического, комического.
Прекрасное – ситуация гармонии человека со своим ценностным миром, та зона, которая доступна человеку, зона свободы и соразмерности.
Возвышенное – принципиально иной поворот экзистенциального круга – борьба за новые ценности, стремление расширить себя духовно, утвердить себя на новом уровне. Но здесь человек приходит на грань не только обретения и роста, но неизбежности утраты ценности, сокращения человеческого мира, и это уже переход к другой эстетической ценности:
Трагическое, выражающее неизбежность для человека утрат фундаментальных ценностей, где победа жизни происходит, но на ограниченной территории.
Комическое – антипод трагического. Мы свободно боремся за новые ценности, добровольно отказываясь от жизненного мира. Комическое – великий санитар культуры.
На границах существуют симбиозы: возвышенно-прекрасное (прекрасное, уходящее в бесконечность), трагикомическое – комическое по форме, трагично по сути, смех сквозь слезы (Дон Кихот, герои Ч. Чаплина; несовершенства внешнего порядка не совпадают с несовершенством по сути, страдающий человек тоже может быть смешным).
Эти четыре ценности описывают круговорот человека в своем ценностном бытии. Эстетическое сознание, не будучи рациональным по своему характеру, сохраняет ориентирование человека в существенных ситуациях жизни, и в этом мировоззренческое значение эстетических ценностей.
Контрольные вопросы:
В чем объективные основания прекрасного?
Что выражено в категории «прекрасное»?
Что такое формальная красота?
Что такое прекрасная природа?
Какого человека мы называем прекрасным?
В чем сущностные признаки возвышенного?
Почему большое по размерам не есть возвышенное?
В чем особенность переживания возвышенного?
В чем объективные основы трагического?
В чем сущность трагической ситуации?
В чем особенности переживания трагического?
Чем отличается трагическое от жизненной трагедии?
В чем сущность комического?
Все ли комическое, что вызывает смех? Почему?
Каково основание разделения эстетических категорий?
Приведите пример взаимодействия эстетических ценностей.
Литература:
Бычков В.В. Эстетика : Учебник. М. : Гардарики, 2009. – 556 с.
Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. – С.544.
- Предисловие
- Лекция 1. Эстетика как наука
- 2. Предмет эстетики
- 3. Историческое развитие эстетической мысли. Классическая и неклассическая эстетика
- Лекция 2. Сущность эстетического
- 2. Эстетическое как ценностное отношение
- 3. Специфика эстетических ценностей
- Лекция 3. Основные эстетические ценности
- 2. Сущность и особенности эстетического освоения возвышенного
- 3. Сущность и особенности постижения трагического
- 4. Комическое: сущность, структура и функции
- Лекция 4. Феномен искусства, проблема его сущности и социокультурных функций
- 2. Искусство как информационно-коммуникативная деятельностная система
- 3. Основные функции искусства
- Лекция 5. Произведение искусства, специфика художественного образа
- 2.Понятие и специфика художественного образа
- 3. Основные типы художественного обобщения
- Лекция 6. Морфология искусства
- 2. Принципы классификации искусства
- 3. Пространственные и временные искусства
- 4. Изобразительные и неизобразительные искусства
- 1.Простые искусства
- 2.Синтетические искусства
- Лекция 9. Специфика современной художественности
- 2.Постановка проблемы художественности и парадигмы искусства
- 3.Процессуальность, провокативность, парадоксальность как «симптомы» современной художественности
- 4.Идеи пустоты, открытости, виртуальности в современном искусстве
- Список рекомендуемой литературы:
- 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19