logo
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

Лекция 9. Специфика современной художественности

1.Изменение социокультурной ситуации и места искусства в ней в ХХ веке

2.Постановка проблемы художественности и парадигмы искусства

3.Процессуальность, провокативность, парадоксальность как «симптомы» современной художественности

4.Идеи пустоты, открытости, виртуальности в современном искусстве

1.Изменение социокультурной ситуации и места искусства в ней в ХХ веке

Начиная со второй половины ХХ века реальная практика искусства выступает свидетельством принципиально новой ситуации в художественной жизни и указывает на необходимость теоретического переосмысления проблемы художественности. Сами художники сопровождают свои творения теоретическими изысканиями, пытаясь, тем самым, прояснить возможность нового видения искусства. Но при этом, творения, появившиеся в современной культуре, реципиенты не всегда оценивают как произведения искусства, в отличие от самих авторов, критиков или других агентов художественного мира. Видоизменилось понятие искусства и, в частности, произведения искусства - сегодня они стали проблематичными. Как оценить, например, художественный жест М. Дюшана – демонстрацию в музее писсуара, названного «Фонтан», или произведение Дж. Кейджа «4’33», или акты современного концептуального или акционистского искусства? Что стоит за этой проблематизацией - не утрачивает ли искусство свою специфику?

Не случайно сегодня в эстетике все больше внимания обращается на реальную практику искусства и новый художественный опыт. Однако многообразие и неоднозначность художественного процесса, наблюдаемые в различных видах и направлениях искусства, ставят проблему уточнения специфики искусства. Сохраняется ли возможность назвать все объекты искусства художественными? Изменяется ли и, если да, то как, сама художественность? На эти вопросы пытается ответить современная эстетика.