Романское искусство. Франция.
Памятники романского стиля рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции, которая в 11 —12 вв. была не только центром философского и теологического движений, но и широкого распространения еретических учений, в известной мере преодолевавших догматизм официальной церкви. В архитектуре Центральной и Западной Франции встречаются наибольшее разнообразие в решении конструктивных проблем, богатство форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв.).
Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье
Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилиндрическими сводами и общей двускатной крышей. Центральный неф погружен в полумрак — свет проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу стены. Движение вверх, выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения.
В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, со множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором с обходом и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Высокий, с трехъярусным членением стен центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, как в большинстве романских церквей, а с легкими стрельчатыми очертаниями.
Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора на фасадах, иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в.). Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др.
-
Содержание
- Искусство Двуречья.
- Искусство Древнего Египта. Древнее царство
- Искусство Древнего Египта. Новое царство
- Искусство древней Греции
- Искусство этрусков
- Искусство Римской республики
- Римская империя
- Монументальная живопись Древнего Рима
- Художественная культура и искусство средних веков
- Основные этапы развития Византийского искусства
- Ранняя Византия
- Иконоборчество и иконопочитание в Византии
- Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261 – 1451)
- Происхождение икон. Иконографические типы.
- Искусство в эпоху переселения народов
- Романский стиль
- Романское искусство. Франция.
- Романское искусство. Германия
- Готический стиль.
- Готическое искусство. Франция
- Готическое искусство Германии
- Древнерусское искусство
- Происхождение иконостаса
- Искусство Киевской Руси
- Искусство Новгорода и Пскова в 13 – 15 веках
- Феофан Грек
- Искусство Московского княжества 14 – первой половины 15 века
- Андрей Рублёв и его школа
- Дионисий
- Древнерусское искусство 17 века
- Симон Ушаков и Фёдор Зубов