logo
История искусств шпаргалки

Искусство Двуречья.

В 6—5 тысячелетиях до н.э. в Северном и Южном Двуречье существовало племенное общество. Культура и искусство Двуречья этой ранней эпохи прошли путь развития, который условно определяется следующими наименованиями. Период Халаф (Телль-Халаф), датируемый концом 6—5 тысячелетиями до н.э. За ним следует период Убайд — 4000—3500 гг. до н.э. Наступивший затем период Урук охватывает время с 3500 по 3000 г. до н.э. Завершающим является период Джемдет-Наср с 3000 до 2850 г. до н.э. С конца 4 тысячелетия до н.э. в болотистом Южном Двуречье, очевидно, уже жили шумерийцы, которые постепенно ассимилировали существовавшие здесь ранее племена Шумерийцам приходилось вести постоянную борьбу за существование. На протяжении всего 4 тысячелетия до н.э., они были вынуждены отвоевывать у болот земли, удобные для занятия сельским хозяйством. Постепенно шумерийцы научились сооружать для осушения почвы дренажные каналы. Осваивая более высоко лежащие участки, они создавали систему оросительных каналов. В результате, даже при очень примитивных формах земледелия естественное плодородие почвы, нанесенной мощным течением Евфрата и Тигра, позволяло получать излишки сельскохозяйственных продуктов. На основе присвоения главами родовых общин значительной доли материальных благ происходило постепенное имущественное расслоение шумерийского общества. В конце 4 — начале 3 тысячелетия до н.э. сельское хозяйство отделилось от ремесла и началось применений рабского труда. К этому времени наиболее крупные и богатые поселения уже превратились в города. Вся власть в них, экономическая, общественная и религиозная, сосредоточилась в руках правителей из числа родовой знати. Свое главенствующее положение они защищали с помощью дружин, состоявших из жителей городов. Однако в эту пору в первых городах-государствах Шумера еще сохраняли значение, (как в сельских общинах), советы старейшин и народные собрания. Вследствие того, что в Двуречье отсутствовали строительный камень и лес, в течение 4 тысячелетия до н.э. складывались формы архитектуры из сырцового кирпича. Постепенно вырабатывались планы, характер оформления фасадов, конструкции перекрытий, сначала жилищ, а позднее гражданских построек, дворцов и храмов. Периодические разливы Евфрата и Тигра, часто катастрофические, заставляли выбирать для поселений возвышенные места. Затем из века в век новое строительство осуществляли на утрамбованных руинах старых построек. нтральной части древнейших городов были построены первые небольшие храмы из сырцового кирпича с прихрамовыми хозяйственными помещениями. Храм возвышался над окружавшими домами благодаря тому, что был сооружен за высокой платформе, защищавшей его от почвенной влаги. Для подъема на платформу служили лестницы, или пандусы. Прямоугольное здание самого храма располагалось не посредине платформы, а ближе к одному из ее краев. Планировка самого храма была основана на распределении помещений вокруг центрального зала или двора Стены храма снаружи и внутри, а также боковые стороны платформы членили невысокие прямоугольные в плане выступы — лопатки. Это было средство для укрепления сырцовой кладки и одновременно ее декорации. Расписная керамика. Памятники искусства периода Халаф были найдены в могилах поселений Северного Двуречья — Халаф (Телль-Халаф), Телль-Арпачийя. Хассуна Самарра и других. Здесь открыто много расписной многоцветной керамики — бокалов, чаш. блюд, сделанных без помоши гончарного круга, который появился только в конце 4 тысячелетия до н.э. уже у шумерийцев. Сосуды обожжены и имеют тонкую по цвету коричневато-красную, бледно-розовую, желтоватую или желто-зеленую окраску. Схематичные, тонко прорисованные черным, коричневым, красным или желтым, фигуры птиц, рыб, женщин. скорпионов (несомненно, связанные с магическими представлениями, погребальными обрядами) размещены крестообразно — вокруг розетки или свастики — так. что создается ощущение бесконечного их вращения, «полета» по кругу.