Византийский орнамент
В византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций. Орнамент состоял из сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов) мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности виноградных лоз, огрубленно и в значительной мере условно. Формы утрачивают объемность, становятся более плоскими. Характерным для орнаментального искусства Византии остается причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов. Изображения животных на византийских тканях заключены в геометрические фигуры – круги или многоугольники; иногда они обрамлены длинным изогнутым акантовым листом. Для византийских тканей более характерен геометрический и зооморфный орнамент в сочетании с человеческими фигурами, чем растительный. Растительные же формы сильно стилизованы. Растительные мотивы в византийской орнаментики несложны и разделяются на простейшие элементы - пальметику, полупальметику и стебель, образующие немногие комбинации. Они широко распространены в искусстве средневековья, в том числе и византийской орнаментальной флоре. К наиболее распространенным в византийском орнаменте относятся следующие мотивы: Пальметки - а) пятилепестковые, где нижняя пара лепестков образована спирально закрученными усиками; б) трехлепестковые; нерасчлененные пятилистники, вписанные в ромбические фигуры. Подобная пальметика («византийский цветок») – излюбленный мотив орнаментики греческих рукописей XI – XII вв. Изогнутые стебли с цветами-пальметками и листьями-полупальметками используются на чашах для заполнения фона, на византийской поливной керамике и в миниатюрах XII в . Тонкие гибкие побеги с пальметками и полупальметками украшали заставки греческих рукописей, входили в мозаичное убранство дворцовых интерьеров. В медальонах на дне поливных блюд, на произведениях перегородчатых эмалей ими заполняли фон композиций. Непрерывный волнистый стебель, от которого отходят пальметки и полупальметки. Этот общесредневековый мотив использовали во все периоды византийского искусства (поливная керамика, мозаика, заствки рукописей и т.д.). Древовидные композиции. Узоры из парных сливающихся завитков с цветками внутри встречаются в византийской пластике по серебру XI – XII вв. Симметричные растительные побеги с пальметками внутри известны в греческой рукописной орнаментике. Сходные древовидные композиции известны в каменной скульптуре XI – XII вв.
- Введение
- Часть I классификация орнаментов
- Содержание и форма орнаментов и орнаментальных мотивов
- Часть II орнамент различных эпох и стилей
- Орнамент первобытных народов
- Орнамент кочевых народов «звериный стиль»
- Египетский орнамент
- Ассиро-вавилонский орнамент
- Греческий орнамент
- Римский орнамент
- Орнамент стран древнего востока (Китай, Япония, Индия)
- Персидский орнамент
- Арабский орнамент
- Мавританский орнамент
- Византийский орнамент
- Византийский орнамент Орнаментальные обрамления
- Мотивы и сюжеты
- Древнерусский орнамент
- Орнамент раннего средневековья
- Готический орнамент
- Орнамент эпохи возрождения
- Орнамент барокко
- Орнамент рококо
- Орнамент классицизма
- Орнамент стиля ампир (конец XVIII - начало XIX в.)
- Орнамент эклектизма
- Орнамент модерна
- Конструктивный и технический орнамент
- Орнаментальная композиция и особенности ее построения
- Правила и законы орнаментальной композиции
- Виды раппортных предложений
- Форма раппорта
- Литература