Виды раппортных предложений
Среди многообразия орнаментальных композиций встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которых тот или иной орнаментальный мотив (простой или более сложный) периодически повторяется через одинаковуе интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наибольшее распространение раппортнуе рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовочной поливной керамике. Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку – конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого, или коврового, раппорта (ковры, ткани, обои и т.п.). В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т.е. в прямоугольник или ромб. Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, всевозможные декоративные обрамления, полосы, фризы, филенки и т.п. Мотив чаще всего вписывается в прямоугольник или ромб; в случае ленточных омрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию. Кроме того, также существует центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки, метопы, кессоны и т.п.), в котором мотив вписывается в треугольник, и обратный, или геральдический, раппорт. Последний может входить во все приведенные выше раппорты и создавать самостоятельные законченные мотивы. Он основан на симметрии вертикального отражения, когда мотив изображения симметрично переносится в обратном виде в другую сторону оси симметрии. Мотив может быть вписан в различные геометрические фигуры. Кроме раппортной, существует и другая разновидность орнаментальной композиции – штучная замкнутая композиция, в которой раппортное повторение через равные интервалы одинаковых мотивов заменяется более сложной ритмической организацией чаще всего неодинаковых элементов, расположенных на разных расстояниях один от дрыгого, например, головные платки, панно, гобелены и т. п.
- Введение
- Часть I классификация орнаментов
- Содержание и форма орнаментов и орнаментальных мотивов
- Часть II орнамент различных эпох и стилей
- Орнамент первобытных народов
- Орнамент кочевых народов «звериный стиль»
- Египетский орнамент
- Ассиро-вавилонский орнамент
- Греческий орнамент
- Римский орнамент
- Орнамент стран древнего востока (Китай, Япония, Индия)
- Персидский орнамент
- Арабский орнамент
- Мавританский орнамент
- Византийский орнамент
- Византийский орнамент Орнаментальные обрамления
- Мотивы и сюжеты
- Древнерусский орнамент
- Орнамент раннего средневековья
- Готический орнамент
- Орнамент эпохи возрождения
- Орнамент барокко
- Орнамент рококо
- Орнамент классицизма
- Орнамент стиля ампир (конец XVIII - начало XIX в.)
- Орнамент эклектизма
- Орнамент модерна
- Конструктивный и технический орнамент
- Орнаментальная композиция и особенности ее построения
- Правила и законы орнаментальной композиции
- Виды раппортных предложений
- Форма раппорта
- Литература