logo search
Билеты история искусств

2. Творчество Сурикова

БИО. Крупнейший исторический живописец. Один из первых пришел из Сибири (г. Красноярск). Родился в 1848. Семья чиновника, древний род (пришли с Ермаком в Сибирь). Сказалось на его творчестве. Рано умирает отец. В 16 лет переписчик деловых бумаг. Ещё в гимназии любил рисовать (случай с деловой бумагой и нарисованной мухой). В 1869 году попадает в академию художеств. Прозвище «Композитор».

— «Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агрипию». Дипломная работа, золотая медаль.

Во Францию сразу не едет, так как расписывает только построенный Собор Христа Спасителя (архитектор Тон)

— Фрески в Соборе Христа Спасителя. 7 вселенских соборов.

— «Утро стрелецкой казни». С этой картины главный герой для Сурикова — народ. Диалог взглядов всадника и Петра I. Противостояние старой и новой России. Непримиримые противники. Стрелец с черной бородой (дядя Сурикова). На стрельца, которого уводят на виселицу смотрят с состраданием. Композиционный баланс: масса народа — собор Василия Блаженного, Петр — башня. На виселицах повешенных нет. Картину стразу купил Третьяков.

— «Меньшов в Березове». Огромная фигура Меньшикова в маленьком доме. Тёмный колорит, 2 источника света (свеча и окно). К свету ближе всего сын Александр и дочь Александра (вернутся в Москву). Остальные останутся в Березове. Сейчас картина потемнела. Купил Третьяков.

Уезжает в Италию. Впечатление от Веранезе и Тициана и портрета Папы Иннокентия X художника Веласкеса.

— «Сцена из римского карнавала». Розовый цвет взят от Веранезе.

По возвращении в Россию начинает работать над:

— «Боярыня Морозова». Морозова одна из самых богатых помещиц. Было сделано много эскизов и этюдов. Цветовые рефлексы на снегу. Раскол русской церкви. Морозову отвозят в Пафнутьев Боровский монастырь. 2 части у картины — староверцы и нововерцы. Движение справа налево. Юродивый сидит (списан с натуры)---старушка на коленях---женщина в платке стоит---бегущий мальчик (нарастание движения). Суриков в виде мужчины с посохом, странник за блаженным (получился как сторонник старой веры, над ним икона Богоматери). Пришил кусок холста снизу и дописал снег сразу за санями, чтобы они поехали. Вдохновлялся вороной на снегу. Золотое сечение прямо перед ртом Морозовой (3/5=5/8). Ощущение крика. Удивительный колорит.

— «Покорение Сибири Ермаком». Закончил картину в 1895 году. Главный герой в шлеме под знаменем, собственно сам Ермак.

— «Взятие снежного городка». Казацкая забава. Воспевается удаль русского народа.

— «Переход Суворова через Альпы». 1898 год — 100 лет похода Суворова в Италию. Быстрое движение, Суворов лично поддерживает их. Его фигура «удерживает» лавину. Все полки московского гарнизона её посмотрели.

— «Посещение царевны женского монастыря». Пишет в 1912 году. Размышление о женской доле. На лице царевны встревоженная неопределенность. Фигура царевны повторяется светильником с горящими свечами. Сочетание черного и золота икон.

— «Степан Разин». Последняя крупна работа, написана в 1916 году. Степан Разин под парусом. Народ поднимается на борьбу. Предсказывает революцию 1917 года. Вершина реалистического русского искусства, как и Репин.

Живопись Поля Сезанна

Постимпрессионизм — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек. Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и приходящего — каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира.

Сезанн родился в г.Экс, Южной Франции, в семье банкира. Учился с Эмилем Золя. Уехал в Париж учиться живописи. В 1861 поступает в академию Сюиса. Возвращается в Экс и пишет ряд работ романтического характера. Любимые художники- Делакруа, Корбе, Моне.

— «Олимпия»- экспрессивная манера. Активно работает с черным цветом, на резких контрастах. В 1870 работает на пленере.

— «Пейзаж в Понтуазе». Тяготел к объемной живописи

—«Дом повешенного»

— «Натюрморт с драпировкой и кувшином»- первый во французской живописи открыл закон о построении формы цветом.

— «Натюрморт с яблоками и апельсинами»- Этот натюрморт Сезанна поражает симфонической глубиной и высочайшим мастерством художника в изображении обычных предметов—ковра, столовой скатерти, посуды, фруктов. Один из молодых художников посетил мэтра в 1898 году, когда тот работал над этой картиной, и позже вспоминал о том, с какой тщательностью раскладывал Сезанн отобранные для композиции предметы: «Сначала часть стола была прикрыта искусно сложенной скатертью. Затем Сезанн начал раскладывать фрукты, подбирая их так, чтобы они контрастировали друг с другом, и следя за проявлением дополнительных цветов: зеленого на красном и желтого на синем. Он до бесконечности передвигал и поворачивал фрукты, подкладывая для этого под них монетки в один и два су. Все это Сезанн проделывал неторопливо и аккуратно, и было видно, что это занятие доставляет ему истинное наслаждение».

Танги предложил выставить работы Сезанна. «Сент-Виктуар»-1 план проваливается, 2 план- дома, деревья, 3 план- гора. Плоскостной ход решения.

«Берег Марни», «Мальчик в красном желете»-2 цвета- красный и зеленый. «Пьеро и Арлекин»- Это полотно совершенно не типично для зрелого Сезанна, который, как казалось, оставил в прошлом и романтические образы, и «игровые» сюжеты. И тем не менее, в конце 1880-х годов он написал несколько картин, изображающих фигуры в ярких карнавальных костюмах. Эти картины явились откликом на юношескую страсть сына, увлекшегося любительским театром. Чаще всего на «театральных» картинах

Сезанна присутствует лишь один персонаж это полотно — исключение из правила. Арлекин на нем списан с сына Сезанна, а Пьеро — с его приятеля Луи Гийома. Судя по многочисленным подготовительным наброскам и этюдам, сделанным карандашом, акварелью и маслом, картина имела для Сезанна большое значение.

«Беседа двух крестьян», «Купальщицы», «Большие купальщицы», «4 купальщицы», «5 купальщиков». Экспрессивное начало- «Гора Сен – Винтуар в сумерках». 1925- выставка Сезанна в Париже. Отец искусства живописи 20в. Кубисты, экспрессионисты, фависты отталкивались от Сезанна.