Isbn 5-85652-234-6
Московский государственный университет культуры и искусств, 2000
ВВЕДЕНИЕ
На пороге нового тысячелетия наше общество начинает все яснее осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.
Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных народом в течение многих веков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Главной причиной роста преступности, наркомании, нищеты, детской беспризорности, распада семей, межнациональных конфликтов является духовно-нравственная деградация общества, а также девальвация в нем таких важнейших добродетелей, как милосердие, сострадание, трудолюбие, нестяжательство и др. Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности. Необходимо наконец преодолеть идеализацию западных стереотипов жизни, связанных с культом потребления и индивидуализма, и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам далекими предками.
Их мудрость и духовная красота до наших дней сохранились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом.
Народная художественная культура
Введение
В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далекие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле.
Нельзя забывать, что в течение многих веков в народной художественной культуре отражались наиболее целесообразные для выживания, проверенные опытом многих поколений стереотипы поведения в природной среде и социуме. Они обеспечивали выживание народа, помогали ему сохранить духовное и физическое здоровье. Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня - это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества.
Особая роль в сохранении и распространении в обществе традиций русского и других народов отводится сегодня сфере общего и специального образования.
В Национальной доктрине развития образования в России, утвержденной Президентом ВВ.Путиным в 2000 г., подчеркивается значимость отечественного культурно-исторического и национально-культурного наследия как основы всего современного образовательного пространства нашей страны.
В этой связи особое значение приобретает подготовка специалистов в области народного художественного творчества, которая ведется во всех вузах культуры и искусств России, а также в ряде республиканских университетов и педагогических вузов.
Перед такими специалистами стоят сегодня гораздо более широкие задачи, чем обучение любителей искусства тем или иным видам художественной деятельности. В соответствии с концепцией новой вузовской специальности «Народное художественное творчество» и Государственным образовательным стандартом, современные специалисты, помимо художественно-исполнительской подготовки, должны знать
теорию и историю народной художественной культуры, фольклористику, регионоведение, методику преподавания народного художественного творчества и другие дисциплины, связанные с распространением в обществе знаний и традиций народной культуры.
Данный учебник адресован именно таким специалистам широкого профиля. Безусловно, отразить все многообразие народной художественной культуры, национально-культурных традиций народов России в рамках одного учебника невозможно. Авторский коллектив и не ставил перед собой такой цели. Для нас было важнее другое - пробудить у студентов интерес к изучению народной художественной культуры, к самостоятельному ее изучению и осмыслению с помощью тех научных источников, которые упоминаются по ходу изложения материалов.
Предлагаемый учебник поможет студентам в изучении курса «Теория и история народной художественной культуры». Этот курс является ключевым в профессиональной подготовке всех специалистов по народному художественному творчеству, независимо от их специализации.
Содержание данного курса, согласно Государственному образовательному стандарту, основано на подходе к народной художественной культуре как к явлению этническому («этнос» в переводе с греческого означает «народ»). Народная художественная культура не сводится к фольклору, народному искусству, народному художественному творчеству. В ее основе — этнохудожественное сознание во всем многообразии его культурно-исторических типов и форм воплощения. Такое сознание определяет этнические стереотипы коллективной и индивидуальной художественной деятельности и ее предметные результаты. Оно отражает менталитет народа, «народный характер», те или иные народные картины мира. Этнохудожественное сознание своеобразно преломляется в субэтнических культурах (например, русского казачества, старообрядцев и т. д.).
Народная художественная культура
Введение
Изучение феномена народного художественного сознания, проникновение в его глубинные пласты, связанные с «коллективным бессознательным» (К.Г.Юнг) и определяющие семантику и морфологию народного искусства, — основная цель вузовского уровня этнохудожественного образования.
Признание приоритетной роли в высшем звене проблематики этнохудожественного сознания и механизмов его формирования подчеркивает значимость фундаментальных антропологических и этнологических основ профессиональной подготовки студентов по специальности «Народное художественное творчество». Опора на эти основы просматривается как в структуре, так и в содержании данного учебника.
Подходы к изучению народной художественной культуры, предложенные авторами данного учебника, созвучны новым направлениям в государственной образовательной и культурной политике России, отраженным в Национальной доктрине развития образования в России, Доктрине информационной безопасности России, в Федеральной программе сохранения и развития отечественной культуры и искусства, а также «Рекомендации о сохранении фольклора», принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - (ЮНЕСКО) в 1989 г.
Этот документ является важнейшим международным нормативным актом, раскрывающим сущность фольклора (народной культуры) как неотъемлемой части общего наследия человечества, его социальное, экономическое, культурное и политическое значение в современном мире, а также определяющую роль в сближении различных народов'и социальных групп, в утверждении их культурной самобытности. Особая значимость этого документа состоит в том, что в нем представлена целостная система конкретных мер, которые должны принять государства-члены для более эффективного выявления, хранения и распространения традиционной народной культуры. Подчеркивается, что «правительствам следовало бы играть решающую роль в сохранении фольклора и действовать как можно быстрее», принимать в законодатель-
6
ном или ином порядке меры, которые могут потребоваться в соответствии с конституционной практикой каждого из них. Значимость этой "Рекомендации" в настоящее время еще больше возрастает в связи с происходящими в России и других странах сложными общественно-политическими и социально-экономическими изменениями.
Убедительным свидетельством повышения внимания государства к проблемам сохранения и развития национально-культурных традиций является содержание таких принятых за последние десять лет и подготовленных к утверждению законодательных и нормативных документов, как:
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации (1993г.), гарантирующая свободу художественного творче ства, право граждан на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям, а также заботу о сохране нии исторического и культурного наследия, памятников ис тории и культуры" (Гл.2, ст. 44, п.п 1-3);
Основы Законодательства РФ о культуре (1992 г.). Раздел 4 "Национально-культурное достояние и культурное насле дие народов Российской Федерации";
Закон РФ " О вывозе и ввозе культурных ценностей" (1993 г.);
Указ Президента РФ " О мерах государственной поддержки г народных художественных промыслов»"(от 7 октября 1994г.);
Постановление Правительства РФ " О дополнительных ме рах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации" (от 22 марта 1995 г.);
Положение о государственном своде особо ценных объек тов культурного наследия Российской Федерации;
Федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.»);
Региональные межведомственные проекты и программы возрождения народной художественной культуры (Архан гельск, Белгород, Владимир, Вологда, Тверь, Нижний Нов город и другие регионы).
Разработка данных государственных документов в полной мере соответствует Рекомендации ЮНЕСКО в части создания государствами — членами правовой базы сохранения
7
Народная художественная культура
фольклораи распространения в обществе воплощенных в нем, духовно-нравственных ценностей и идеалов.
Наряду с этим важное внимание уделяется в современной России и другим направлениям деятельности, предусмотренным Рекомендацией ЮНЕСКО: выявлению фольклора, его хранению и распространению в обществе, развитию международного сотрудничества в данной сфере. Конкретные результаты деятельности российских государственных и общественных организаций, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений и других социальных институтов многообразны.
Особое место в распространении знаний о народной художественной культуре и воспитании детей и подростков на основе воплощенных в ней духовно-нравственных ценностей и идеалов должны занять дошкольные учреждения, школы, центры дополнительного образования. В настоящее время для таких учреждений созданы различные программы по народной культуре, разрабатываются современные методики этнокультурного образования. Интерес специалистов привлекли экспериментальные модели образования детей и подростков на материале русской традиционной культуры, разработанные на московских экспериментальных площадках (в образовательном учреждении "Начальная школа-детский сад" № 1664 ("Светлица"), в прогимназии № 1667, в средней школе № 683) под научным руководством специалистов кафедры теории и истории народной художественной культуры Московского государственного университета культуры и искусств. Аналогичный опыт творческого сотрудничества вузов культуры с учреждениями общего и дополнительного образования имеется в ряде регионов России (Белгороде, Краснодаре, Самаре и др.).
Важное значение в сохранении традиций народной художественной культуры имеют научные исследования. В них участвуют:
• научно-исследовательские институты (Государственный институт искусствознания, Российский научно-исследовательский институт культурологии, Научно-8
Введение
исследовательский институт этнологии и антропологии Академии наук РФ, Российский институт культурного и природного наследия и другие);
средние и высшие специальные учебные заведения куль туры и искусств, консерватории, музыкально-педагогические вузы;
Государственный Российский дом народного творче ства и дома народного творчества во всех регионах страны;
Государственный республиканский центр русского
фольклора;
• Центры традиционной культуры, дома фольклора, на циональные культурные центры и т.д.
На основе единой базы данных в настоящее время в России создается целостная многоуровневая система выявления и учета фольклорных явлений и процессов.
С целью развития традиций народной художественной культуры проводятся фестивали, смотры, конкурсы народного творчества. Среди них.
Международные фестивали фольклора (Калининград, 1993,1994,1996 гг.).
Международные фестивали народной музыки «Сад ко» (Новгород, через каждые три года).
Международный фестиваль фольклора «Жемчужина Севера» (Архангельск и Архангельская область, ежегодно).
Международный фестиваль стран Азиатско- Тихоокеанского региона (Красноярск, 1995, 1997 гг.).
Международный фестиваль тюркских народов (Моск ва и 10 городов Поволжья, 1997 г.).
Международный фестиваль детского танца «Ритмы планеты» (Хабаровск, ежегодно).
Всероссийский фестиваль детского творчества наро дов Севера «Вслед за солнцем» (1995,1996,1999,2000 гг.).
Международный фестиваль народов Севера «Поляр ные маки» (Норильск, 1993г.).
9
Народная художественная культура
Введение
•Всероссийский фестиваль народов Севера «Северное сияние» (Москва, 1999 г.).
праздник народной музыки
Всероссийский (г.Волжский, ежегодно).
Всероссийские конкурсы юных исполнителей на на родных музыкальных инструментах (Ярославль, Рязань, Тверь).
Всероссийские выставки народной игрушки, вышитой картины, лоскутной техники, бисероплетения, гончаров и кузнецов, и другие.
За последнее десятилетие в России проведен ряд международных научных и научно-практических конференций по проблемам сохранения и развития народной художественной культуры. В том числе: Международная конференция по сохранению фольклора под эгидой ИОВ (Новгород, 1991); десятая Международная конференция «Современный фестиваль фольклора: опыт, проблемы, перспективы» (Владикавказ, 1994); международная конференция «Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров» (М., 1994). Проблемы сохранения культурного наследия в разных регионах России ежегодно обсуждаются на конференциях Международной Академии информатизации» (Новороссийск, 1994-1999 гг.). Им были посвящены Всероссийские и региональные научно-практические конференции в Архангельске, Белгороде, Вологде, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Твери, Шуе и других городах.
Распространению фольклора способствуют периодические издания (журналы «Народное творчество», «Живая старина», «Этносфера» и другие), а также телевизионные передачи (например, «Русский дом»).
Таким образом, в последнее десятилетие в России развиваются различные направления деятельности по сохранению и развитию народной художественной культуры. В этой деятельности предстоит участвовать и выпускникам вузов культуры и искусств.
10
Авторский коллектив выражает глубокую благодарность за поддержку идеи создания учебника Министерству i.\ u>туры РФ, а также управлению дополнительного образования Министерства образования РФ и Московскому депар-Гвмснту образования за возможность изучения опыта разви-ш и этнокультурного образования и творчества детей и подков и проведения экспериментальных исследований. От-U 1ьная благодарность ректорату Московского государственник) университета культуры и искусств за поддержку специальности «Народное художественное творчество» и создание благоприятных условий для ее развития, а также редакцион-но-издательскому отделу МГУКИ за огромный труд, вложенный в подготовку рукописи к изданию.
11
Народная художественная культура
- Isbn 5-85652-234-6
- РазделI. Теоретические и исторические аспекты изучения народной художественной культуры
- Глава 1. Основы теории народной художественной культуры
- Литература
- Глава 2. Мифологические истоки народнойхудожественной культуры
- Литература
- Глава 3. Художественное творчество народав календарных праздниках и обрядах
- Литература
- Глава 4. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов
- Глава 5. Художественный мир народных игр
- РазделIi. Основные виды и жанры
- Глава 1. Устное народное творчество
- Глава 2. Народное песенное творчество
- Литература
- Глава 3. Народные музыкальные инструменты
- Литература
- Глава 4. Народное декоративно-прикладное творчество
- Глава 6. Фольклорный театр
- Литература
- Глава 7. Народный танец
- Литература
- Глава 8. Русский народный костюм
- Литература
- Глава 9. Русская народная игрушка