logo
Бакланова НароднаяХудожественнаяКультура

Isbn 5-85652-234-6

Московский государственный университет культуры и искусств, 2000

ВВЕДЕНИЕ

На пороге нового тысячелетия наше общество начинает все яснее осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народ­ной культуры.

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработан­ных народом в течение многих веков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кри­зису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Главной причиной роста пре­ступности, наркомании, нищеты, детской беспризорности, распада семей, межнациональных конфликтов является ду­ховно-нравственная деградация общества, а также девальва­ция в нем таких важнейших добродетелей, как милосердие, сострадание, трудолюбие, нестяжательство и др. Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности. Не­обходимо наконец преодолеть идеализацию западных стерео­типов жизни, связанных с культом потребления и индивидуа­лизма, и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном на­следии, завещанном нам далекими предками.

Их мудрость и духовная красота до наших дней сохра­нились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом.

Народная художественная культура

Введение

В последние годы постепенно возвращаются из про­шлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью в современное обще­ство может передаваться важнейшая информация о том, как наши далекие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, се­мью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле.

Нельзя забывать, что в течение многих веков в народной художественной культуре отражались наиболее целесообразные для выживания, проверенные опытом многих поколений сте­реотипы поведения в природной среде и социуме. Они обеспе­чивали выживание народа, помогали ему сохранить духовное и физическое здоровье. Возрождение традиций народной художе­ственной культуры сегодня - это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества.

Особая роль в сохранении и распространении в обще­стве традиций русского и других народов отводится сегодня сфере общего и специального образования.

В Национальной доктрине развития образования в Рос­сии, утвержденной Президентом ВВ.Путиным в 2000 г., под­черкивается значимость отечественного культурно-истори­ческого и национально-культурного наследия как основы всего современного образовательного пространства нашей страны.

В этой связи особое значение приобретает подготовка специалистов в области народного художественного творче­ства, которая ведется во всех вузах культуры и искусств Рос­сии, а также в ряде республиканских университетов и педаго­гических вузов.

Перед такими специалистами стоят сегодня гораздо бо­лее широкие задачи, чем обучение любителей искусства тем или иным видам художественной деятельности. В соответст­вии с концепцией новой вузовской специальности «Народное художественное творчество» и Государственным образова­тельным стандартом, современные специалисты, помимо ху­дожественно-исполнительской подготовки, должны знать

теорию и историю народной художественной культуры, фольклористику, регионоведение, методику преподавания народного художественного творчества и другие дисципли­ны, связанные с распространением в обществе знаний и тра­диций народной культуры.

Данный учебник адресован именно таким специали­стам широкого профиля. Безусловно, отразить все многооб­разие народной художественной культуры, национально-культурных традиций народов России в рамках одного учеб­ника невозможно. Авторский коллектив и не ставил перед собой такой цели. Для нас было важнее другое - пробудить у студентов интерес к изучению народной художественной культуры, к самостоятельному ее изучению и осмыслению с помощью тех научных источников, которые упоминаются по ходу изложения материалов.

Предлагаемый учебник поможет студентам в изучении курса «Теория и история народной художественной культу­ры». Этот курс является ключевым в профессиональной под­готовке всех специалистов по народному художественному творчеству, независимо от их специализации.

Содержание данного курса, согласно Государственному образовательному стандарту, основано на подходе к народ­ной художественной культуре как к явлению этническому («этнос» в переводе с греческого означает «народ»). Народ­ная художественная культура не сводится к фольклору, на­родному искусству, народному художественному творчеству. В ее основе — этнохудожественное сознание во всем много­образии его культурно-исторических типов и форм воплоще­ния. Такое сознание определяет этнические стереотипы кол­лективной и индивидуальной художественной деятельности и ее предметные результаты. Оно отражает менталитет народа, «народный характер», те или иные народные картины мира. Этнохудожественное сознание своеобразно преломляется в субэтнических культурах (например, русского казачества, старообрядцев и т. д.).

Народная художественная культура

Введение

Изучение феномена народного художественного созна­ния, проникновение в его глубинные пласты, связанные с «кол­лективным бессознательным» (К.Г.Юнг) и определяющие се­мантику и морфологию народного искусства, — основная цель вузовского уровня этнохудожественного образования.

Признание приоритетной роли в высшем звене проблема­тики этнохудожественного сознания и механизмов его форми­рования подчеркивает значимость фундаментальных антропо­логических и этнологических основ профессиональной подго­товки студентов по специальности «Народное художественное творчество». Опора на эти основы просматривается как в струк­туре, так и в содержании данного учебника.

Подходы к изучению народной художественной куль­туры, предложенные авторами данного учебника, созвучны новым направлениям в государственной образовательной и культурной политике России, отраженным в Национальной доктрине развития образования в России, Доктрине инфор­мационной безопасности России, в Федеральной программе сохранения и развития отечественной культуры и искусства, а также «Рекомендации о сохранении фольклора», принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры - (ЮНЕ­СКО) в 1989 г.

Этот документ является важнейшим международным нормативным актом, раскрывающим сущность фольклора (народной культуры) как неотъемлемой части общего насле­дия человечества, его социальное, экономическое, культурное и политическое значение в современном мире, а также опре­деляющую роль в сближении различных народов'и социаль­ных групп, в утверждении их культурной самобытности. Особая значимость этого документа состоит в том, что в нем представлена целостная система конкретных мер, которые должны принять государства-члены для более эффективного выявления, хранения и распространения традиционной на­родной культуры. Подчеркивается, что «правительствам сле­довало бы играть решающую роль в сохранении фольклора и действовать как можно быстрее», принимать в законодатель-

6

ном или ином порядке меры, которые могут потребоваться в соответствии с конституционной практикой каждого из них. Значимость этой "Рекомендации" в настоящее время еще больше возрастает в связи с происходящими в России и дру­гих странах сложными общественно-политическими и соци­ально-экономическими изменениями.

Убедительным свидетельством повышения внимания государства к проблемам сохранения и развития националь­но-культурных традиций является содержание таких приня­тых за последние десять лет и подготовленных к утвержде­нию законодательных и нормативных документов, как:

Разработка данных государственных документов в пол­ной мере соответствует Рекомендации ЮНЕСКО в части соз­дания государствами членами правовой базы сохранения

7

Народная художественная культура

фольклораи распространения в обществе воплощенных в нем, духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Наряду с этим важное внимание уделяется в современ­ной России и другим направлениям деятельности, преду­смотренным Рекомендацией ЮНЕСКО: выявлению фолькло­ра, его хранению и распространению в обществе, развитию международного сотрудничества в данной сфере. Конкретные результаты деятельности российских государственных и об­щественных организаций, научно-исследовательских учреж­дений, учебных заведений и других социальных институтов многообразны.

Особое место в распространении знаний о народной художественной культуре и воспитании детей и подростков на основе воплощенных в ней духовно-нравственных ценно­стей и идеалов должны занять дошкольные учреждения, школы, центры дополнительного образования. В настоящее время для таких учреждений созданы различные программы по народной культуре, разрабатываются современные мето­дики этнокультурного образования. Интерес специалистов привлекли экспериментальные модели образования детей и подростков на материале русской традиционной культуры, разработанные на московских экспериментальных площадках (в образовательном учреждении "Начальная школа-детский сад" № 1664 ("Светлица"), в прогимназии № 1667, в средней школе № 683) под научным руководством специалистов ка­федры теории и истории народной художественной культуры Московского государственного университета культуры и ис­кусств. Аналогичный опыт творческого сотрудничества вузов культуры с учреждениями общего и дополнительного образо­вания имеется в ряде регионов России (Белгороде, Краснода­ре, Самаре и др.).

Важное значение в сохранении традиций народной ху­дожественной культуры имеют научные исследования. В них участвуют:

• научно-исследовательские институты (Государствен­ный институт искусствознания, Российский научно-исследовательский институт культурологии, Научно-8

Введение

исследовательский институт этнологии и антропологии Ака­демии наук РФ, Российский институт культурного и природ­ного наследия и другие);

фольклора;

• Центры традиционной культуры, дома фольклора, на­ циональные культурные центры и т.д.

На основе единой базы данных в настоящее время в России создается целостная многоуровневая система выявле­ния и учета фольклорных явлений и процессов.

С целью развития традиций народной художественной культуры проводятся фестивали, смотры, конкурсы народ­ного творчества. Среди них.

9

Народная художественная культура

Введение

•Всероссийский фестиваль народов Севера «Северное сияние» (Москва, 1999 г.).

праздник народной музыки

За последнее десятилетие в России проведен ряд меж­дународных научных и научно-практических конференций по проблемам сохранения и развития народной художественной культуры. В том числе: Международная конференция по со­хранению фольклора под эгидой ИОВ (Новгород, 1991); де­сятая Международная конференция «Современный фестиваль фольклора: опыт, проблемы, перспективы» (Владикавказ, 1994); международная конференция «Народная художествен­ная культура России: перспективы развития и подготовки кадров» (М., 1994). Проблемы сохранения культурного на­следия в разных регионах России ежегодно обсуждаются на конференциях Международной Академии информатизации» (Новороссийск, 1994-1999 гг.). Им были посвящены Всерос­сийские и региональные научно-практические конференции в Архангельске, Белгороде, Вологде, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Твери, Шуе и других городах.

Распространению фольклора способствуют периодиче­ские издания (журналы «Народное творчество», «Живая ста­рина», «Этносфера» и другие), а также телевизионные пере­дачи (например, «Русский дом»).

Таким образом, в последнее десятилетие в России раз­виваются различные направления деятельности по сохране­нию и развитию народной художественной культуры. В этой деятельности предстоит участвовать и выпускникам вузов культуры и искусств.

10

Авторский коллектив выражает глубокую благодар­ность за поддержку идеи создания учебника Министерству i.\ u>туры РФ, а также управлению дополнительного образо­вания Министерства образования РФ и Московскому депар-Гвмснту образования за возможность изучения опыта разви-ш и этнокультурного образования и творчества детей и под­ков и проведения экспериментальных исследований. От-U 1ьная благодарность ректорату Московского государствен­ник) университета культуры и искусств за поддержку специ­альности «Народное художественное творчество» и создание благоприятных условий для ее развития, а также редакцион-но-издательскому отделу МГУКИ за огромный труд, вложен­ный в подготовку рукописи к изданию.

11

Народная художественная культура