logo search
ответы по культурологии

2. Оценочный и нейтральный смыслы понятия культура.

ОЦЕНОЧНЫЙ И НЕЙТРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ И ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»

В самом общем виде в понятие обычно вкладывают два смысла – оценочное и нейтральное. В обыденном сознании наиболее распространен оценочный подход к культуре. Культура при оценочном подходе понимается, как специфическая область деятельности человека, «возвышенные» виды соц практики, формы и продукты интеллектуальной и художественной деятельности (музыка, литература). Другой подход – культура - это такой уровень равыития общества,, на котором господствует право порядок, справедливость, гуманность. Культура выступает, как некое достояние, которое есть не у всех, поэтому выделяют культурные народы и не культурные.. При таком подходе исключается большая часть истории и основная масса человеческой деятельности (война, людоедство, преступность). Данный подход предполагает, некую точку отчета, идеал по отношению к которому происходит оценка – европейская культура. Такое понимает - 18 век, эпоха просвящения. Культура в эпоху была снята о достойном человеке, к уровню развития которого надо стремиться.

В 18 веке была популярна схема А. Фергюсона, дикость варварство цивилизация. От дикости к цивилизации процесс называется – процесс разума.

К началу 20-го столетия утвердилось мнение о том, что человечество это не монокультурное образование. Мир полкультурен. Каждая культура развивает свой ценный потенциал, присущи ей особенности, который выражаетмя в образе жизни. Поэтому в науке существует иной противоположно-оценочный нейтральный смысл понятия культура. Согласно ему – культура – это весь не природный мир. Это все искусственно созданное, отличающее жизнь человеческого сообщества от жизни природы. Культура – это совокупности и системы артефактов, особенности существования или образа жизни, свойственный какому либо обществу или группе людей. При нейтральном подходе можно употреблять такое сочетание, как культура дикарей, культура варваров. Культурологи, как наука возможна только на базе нейтрального подхода к культуре.

В цивилизационных теориях 20 века (А. Д. Тойнби, С. Хантинкгтон) цивилизация означает определенное историческое и географическое образование без всякой оценочной европоцентрийской окраски. Это не стадия развития общества, а исторически – самобытная региональное явление. Цивилизации различаются экономическим укладом и духовной культурой.

Противопоставление понятий цивилизаций и ку

В немецкой и русской философии утвердилось резкое противопоставление живой духовной культуры и бездуховной механистичной цивилизации (апологет) (Э. Кант, О. Шпендер , Теннис, Сорокин) Кант противопоставлял искусственную мехнистическую цивилизацию естественно развивающейся органической культуры.

Шпендер: цивилизация это смерть культуры, культура – фаза высшей творческой активность человека, человек устремлен к созданию нового, на стадии цивилизации характеризует упадок творчества, перемещение деятельности с духовных предметов на… Цивилизация – это завершение, исход культуры.

Вердяев: культура имеет душу, а цивилизация лишь методы и орудие.

Марташвили: культура это то, что можно обрести собственным духовным усилием. Цивилизации - то, что можно отнять, чем можно воспользоваться.

Культура создает средства и способы развития духовного начала человека, а цивилизация – снабжает человека средствами существования, направ. на удовлетворения практических нужд.

Культура облагораживает облагораживает и возвышает душу человека, а цивилизация обеспечивает комфорт.

Современные ученые считают, что цивилизация – это определенная степень развития культуры, которая предполагает достаточно высокий уровень интеллекта и нравственности. В культурологи резкого противопоставления культуры и цивилизации не существует.